Массовое библиографическое информирование. Библиографическое информирование Формы библиографического информирования

2 года ago Enottt Комментарии к записи Понятие «информационно-библиографическая деятельность» отключены

Просмотры: 2 395

Информационно-библиографическая работа является основой деятельности любой библиотеки независимо от ее статуса.

Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерными технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

В ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» библиографическая деятельность определена как область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации, то есть в неё включается лишь практическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты.

Более правильным представляется интеграционный подход к библиографической деятельности в таком широком ее понимании, когда познавательная сфера включается в нее наряду с практической. Библиографическая деятельность при данном подходе понимается более широко — как область деятельности, направленная на упорядочение функционирующей в обществе информации специфическими средствами и изучение этого процесса. При этом имеется в виду создание специальных средств работы с информацией, а также процессы научного поиска и обучения кадров. Смысл данного тезиса может быть раскрыт в достаточной степени полно лишь в результате подробного анализа основных элементов библиографической системы и их взаимосвязей, то есть в результате выявления ее структуры.

Процесс библиографического обслуживания представляет собой непосредственное доведение библиографической информации до потребителей.

Исходной основой процессов библиографирования и библиографического обслуживания является библиографический поиск .

Библиографический поиск является частью широкого понятия «поиск», обозначающего процесс нахождения и идентификации какой-либо вещи, факта, свойства в массе других.

Главная отличительная особенность библиографического поиска в том, что ищутся и доводятся до потребителей не сами документы, а лишь сведения о них, т.е. библиографическая информация.

Частными случаями библиографического поиска являются библиографическое «разыскание» и библиографическое «выявление».

Библиографическое «разыскание» относится к сфере библиографического обслуживания и обозначает установление и (или) уточнение элементов библиографического описания, отсутствующих или искаженных в запросе потребителя.

Библиографическое «выявление» обозначает процесс исчерпывающего подбора документов как объектов библиографирования в целях их последующей библиографической обработки.

Библиографическое обслуживание осуществляется в двух основных «режимах»: справочно-библиографическом ; библиографического информирования .

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) состоит в приеме запроса потребителя на информацию и выдаче ему ответа на запрос. Наличие разового запроса и ответа (работа в режиме «запрос – ответ») - характерная и обязательная черта СБО. Таким образом, в наиболее общей форме сущность СБО в библиотеке заключена в отношении «запрос потребителя – ответ библиографа», в котором первый элемент является исходным пунктом, второй – конечным результатом процесса.

Разовый запрос – это единовременное требование на информацию, поступившее в устной или письменной форме.

Ответ на запрос также может быть выдан в устной или письменной форме – в виде справки, отказа или методиче­ской консультации.

Справка – это ответ на разовый запрос, содержащий информацию, релевантную запросу.

Отказ – это ответ на разовый запрос, содержащий мо­тивировку невозможности выдать потребителю информацию, релевантную запросу. Различаются два вида отказов! отказ на этапе приема запроса (когда библиотека по тем или иным причинам отказывается принять данный запрос) и отказ, последовавший в результате неудавшегося поиска ответа.

Методическая консультация – это ответ на разовый запрос, содержащий советы и указывающий пути получения необходимой информации (отсылка к источникам поиска, рекомендация обратиться в другую библиотеку и т. п.).

Основными положительными формами ответа на за­прос в ходе СБО являются справки и методические консультации. И те, и другие, в зависимости от характера содержащейся в них информации, подразделяются на библиографи­ческие и фактографические.

Библиографические справки бывают трех основных ви­дов: тематические, адресные, уточняющие библиографиче­ские данные. Каждая такая справка содержит библиографи­ческую информацию, обнаруженную в результате библио­графического поиска соответствующего вида (тематического, адресного или уточняющего).

Тематическая библиографическая справка включает перечень документов, содержательно релевантных тематическому запросу.

Адресная библиографическая справка – это установленные по библиографическим источникам (указателям, каталогам, картотекам и т. п.) данные о наличии и (или) точной адресе хранения (шифре) запрашиваемого потребителем документа в определенном фонде (библиотеке, архиве, органе НТИ, книжном магазине), т. е. библиографическая информа­ция, формально релевантная запросу. Справки такого рода иногда неточно называются «библиотечными».

Справка, уточняющая библиографические данные, свя­зана с нахождением и (или) уточнением элементов библиографического описания документа, которые отсутствуют или искажены в запросе потребителя. Именно здесь мы имеем дело с «библиографическим разысканием» как частным слу­чаем библиографического поиска.

Фактографическая справка – это сведения по существу вопроса (факты, цифровые данные, даты и т. п.).

Библиографическая консультация содержит советы по использованию конкретных документальных источников ин­формации (библиографических пособии, справочников, учебников и т. п.).

Фактографическая консультация включает указание на конкретного человека, который может помочь в выполнении запроса, адрес другой библиотеки или учреждения и т. п.

Библиографическое информирование а условиях библиотеки означает регулярное доведение до потребителей библиографической информации без запросов или в соответствии с долговременно действующими запросами. Основными формами библиографического информирования без за­просов являются бюллетени новых поступлений в библиоте­ку, обзоры литературы, проводимые в библиотеке и вне ее (передаваемые по радио и телевидению, публикуемые на страницах периодической печати), а также организуемые библиотекой «Дни информации», «Дни специалиста», «Дни библиографии» и другие аналогичные мероприятия.

Важной формой 6иблиографического информирования в соответствии с долговременно действующими запросами является доведение библиографической информации до по­требителей в режиме ее избирательного распространения – системе ИРИ. которая иногда называется дифференцирован­ным распределением информации (ДРИ).

Характерные черты этой фор­мы индивидуального библиографического обслуживания в условиях библиотеки сводятся к следующему:

– в качестве абонентов системы ИРИ выступают ве­дущие ученые и специалисты или небольшие коллективы, наиболее остро нуждающиеся в строго профилированной библиографической информации;

– информационные потребности абонентов формули­руются в виде перечня тем (постоянных запросов), в соответ­ствии с которыми осуществляется распространение библио­графической информации;

– библиографическая информация доводится до по­требителей оперативно и регулярно, в строго установленные промежутки времени. При этом система должна обеспечивать высокие показатели точности и особенно полноты поиска и выдачи библиографической информации;

– для обработки и доведения библиографической ин­формации по системе ИРИ широко используются современ­ные технические средства автоматизации библиографических процессов;

– обязательным условием успешного функционирова­ния системы ИРИ является постоянная обратная связь с або­нентом системы, позволяющая своевременно корректировать тематику запросов и повышать релевантность предоставляе­мой библиографической информации. Обычно в этих целях используются специальные талоны обратной связи,в которых предусматривается оценка потребителями поступающей к ним информации;

– система ИРИ должна обеспечивать абонентов не только библиографической информацией, но и первичными документами (или их копиями), запросы на которые посту­пают в ходе обратной связи с абонентами системы.

Следует подчеркнуть, что постоянная обратная связь с потребителями информации - необходимая предпосылка совершенствовании качества иповышения эффективности всех форм библиографического обслуживания.

Средства библиографической деятельности

К средствам, которые для достижения своих целей использует библиограф в процессах библиографической дея­тельности, относятся: методы деятельности; каналы производства и доведения библиографической информации до потребителей, технические средства .

Методы библиографической деятельности . В раз­личных процессах библиографической деятельности исполь­зуются разные методы. В библиографоведении по давней традиции особенно много внимания уделяется методам биб­лиографирования документов. Эти методы, благодаря час­тичному совмещению двух основных процессов библиогра­фической деятельности, в значительной мере свойственны и библиографическому обслуживанию.

Методы библиографирования . Отдельные методы библиографирования по характеру и целям (и по их соответ­ствию основным этапам процесса библиографирования) можно объединить в две группы: аналитические (анализи­рующие) и синтетические (синтезирующие) .

К аналитическим методам библиографирования отно­сятся:

  1. общий библиографический анализ документа, осу­ществляемый в целях выяснения его основной тематики, формальных и содержательных особенностей, достоинств и недостатков, целевого и читательского назначения;
  2. биб­лиографическое описание документа;
  3. аннотирование или реферирование;
  4. индексирование и предметизация, т. е. выражение содержания документа с помощью предметных руб­рик или условных знаков какой-то классификации.

Результат последних трех операций в совокупности объединяется в библиографическую запись, составление которой образует переход от анализирующих к синтезирующим методам библиографирования и может поэтому с равным основанием рассматриваться в составе как первых, так и вторых.

К синтетическим методам библиографирования относятся:

  1. выявление документов как объектов библиографиро­вания в целях их последующей библиографической обработ­ки, представляющее собой начальный синтез, фактически предшествующий этапу библиографического анализа;
  2. от­бор документов по заранее заданным критериям;
  3. группировка записей в библиографическом пособии.

Условность выделения аналитических и синтетических методов библиографирования состоит в том, что в действи­тельности процессы библиографического анализа и синтеза диалектически взаимосвязаны и взаимно обусловлены, они переходят друг в друга и в реальном процессе библиографи­рования осуществляются в значительной мере одновременно.

Методы библиографического обслуживания : метод идентификации документов (как способ реализации подытоживающей функции); метод оповещения о документах (как способ реализации коммуникативной функции); Метод рекомендации документов (как способ реализации оценочной функции библиографической информации).

Кроме того, в библиографическом обслуживании используются более частные, конкретные методы (правила) ра­боты, например, методы приема запросов и выдачи ответов, методы оперативного библиографического поиска ответов на различные виды запросов в ходе справочно-библиографического обслуживания и т. п.

К средствам также относятся каналы производства и доведения библиографической информа­ ции . Они достаточно многочисленны: это печатные и электронные библиографические издания, прикнижные и пристатейные списки, средства массовой информации, книгоиздательские материалы, межличностные каналы информации, компьютерные технологии. Все они специфичны, обладают определенными достоинствами и недостатками, что позволяет им в рамках единой системы допол­нять друг друга, взаимно компенсировать слабые стороны друг друга.

Вконтакте

Запросы читателей социально-гуманитарной тематике удовлетворяются как в процессе выполнения библиографических справок, так и путем библиографического информирования. В тех случаях, когда библиографические потребности вызваны непрофессиональной деятельностью, библиографическое обслуживание по общественно-политическим темам преследует цели прямой рекомендации, руководства чтением. Оно ведется не только в библиографическом, но и в других отделах библиотеки: на абонементе, в читальных залах, в методическом отделе и др. Как правило, массовые мероприятия сопровождаются библиографической информацией. Так, на выставке по актуальным общественно-политическим темам часто проводится библиографический обзор, составляются картотеки книг, на них представленных или содержащих более широкий круг литературы по теме, базы данных. В методических материалах, подготавливаемых для библиотекарей к политическим кампаниям, знаменательным датам и по другим темам, имеются рекомендательные списки.

Характер выполняемых библиографических справок и информирования зависит от типа библиотеки и ее основных задач. Крупнейшие информационные центры и библиотеки обслуживают центральные государственные органы управления, общественные организации, научные коллективы, отдельные исследователи, идеологические кадры. Их деятельность в этой области выражается как в формировании системы научно-вспомогательных и рекомендательных пособий, так и в непосредственном библиографическом обслуживании по общественно-политической тематике.

Дифференцированное библиографическое обслуживание различных групп читателей осуществляют отраслевые информационные центры и библиотеки. При этом выделяются не только самые актуальные проблемы и темы, но и группы, нуждающиеся в приоритетном обслуживании: руководители предприятий, ведущие специалисты, рационализаторы. Шире всего эта работа ведется по экономической тематике, праву.

Информирование по темам межотраслевого характера, а также выполнение справок социально-гуманитарной тематики, предполагающих обращение к более старым фондам, ведется крупнейшими научными универсальными библиотеками.

В научных, вузовских библиотеках, централизованных библиотечных системах осуществляется массовое, групповое и индивидуальное библиографическое информирование. При организации этой работы необходимо использовать возможности координации и кооперации отделов одной библиотеки, а также различных учреждений и организаций.



Наиболее широко развито групповое информирование. Так, вузовские библиотеки готовят бюллетени новых поступлений для кафедр общественных наук. Библиотеки предприятий – для планового отдела, отдела труда и заработной платы и др.

Публичные библиотеки осуществляют информирование, уделяют особое внимание дифференцированному (групповому) информированию по общественно-политической тематике молодежи, а также некоторых других демографических групп (женщин и др.).

Групповое информирование может быть более или менее дифференцированным. Так, при информировании обычно учитывается дифференциация деятельности по тематике, уровень методической подготовки, а также составу слушателей. Как правило, выделяется группа, не имеющих еще достаточного опыта и требующих поэтому особого внимания. Обычно эта подгруппа выделяется и при проведении библиографических уроков и других групповых занятий. Может быть дифференцирована и информация в помощь учителям обществоведения: целесообразно выделить для информирования группу молодых учителей, а также группу учителей, возглавляющих музеи, руководителей клубов. При этом информация должна вестись не только по содержанию их работы, но и по методике собирания и хранения документов и памятников материальной культуры, по методике идеологического воспитания.

Многие библиотеки в качестве абонентов групповой информации выделяют работников местных органов управления, депутатов местных Советов. В этой группе также можно выделить разные подгруппы.

Информирование студентов осуществляется с целью оказания им помощи в изучении общественных наук, выполнении курсовых и дипломных работ. Чаще всего такое информирование ведется в форме постоянно пополняющихся картотек по общественным наукам, изучаемым в данном вузе. Некоторые вузовские библиотеки оказывают помощь студентам и в их внеучебной деятельности, осуществляя систематическое информирование.

Групповое информирование ведется обычно на основе картотек его абонентов, в которых учитывается тематика запросов и такие характеристики, как уровень образования и стаж работы, специализация и др.

В библиотеках предприятий и учреждений можно наиболее четко определить тематику группового информирования, выделить группы его абонентов, применить наиболее эффективные формы (ИРИ и др.). Информация в них ведется обычно на основе специальных карт, в которых учитываются профиль предприятия, его отделов и служб, планы социально-экономического развития предприятия, производственной учебы его кадров, направления культурно-массовой работы и т. д. Анализ таких карт дает возможность определить наиболее целесообразное по тематике и назначению информирование, максимально приближенное к задачам конкретного коллектива.

Индивидуальная информация рассчитана на отдельных читателей, пользующихся приоритетным обслуживанием.

Оно ведется и в режиме избирательного распространения информации (ИРИ), дифференцированного (ДОР) и тематического (ТОР) обслуживания руководителей.

Абонентами ИРИ могут быть как отдельный специалист, так и группа лиц. Совершенствовать систему ИРИ позволяет „обратная связь", в ходе которой библиограф узнает, как оценивает потребитель полноту, точность и другие параметры информации.

Информирование в режиме ДОР или ТОР предусматривает обеспечение руководящих кадров материалами, содержащими не просто списки литературы, а результаты анализа и обобщения большого количества документов, выводы и предложения, предназначенные для принятия на их основе конкретных управленческих решений или другой деятельности. Требования к подобному информированию – высокая степень обобщенности, новизна, полнота и в то же время лаконичность информации. Обычно дается информация не только об основных проблемах, тенденциях развития науки или практики, но и прогностическая информация, сводные статистические сведения и т. д. Формы ДОР – аналитические справки и обзоры, рефераты и библиографические обзоры (списки), фактографические справки, прогностические обзоры, ежегодные доклады о наиболее важных отечественных и зарубежных научных достижениях. Нередко формируются тематические досье, содержащие сами документы или их копии (например, по мировой экономике, об экономических показателях отрасли и т. д.).

Системы ДОР и ТОР получили наибольшее распространение в органах НТИ.

Важно учитывать, что информационные потребности одного и того же лица могут обеспечиваться разными информационными центрами. Так, например, по теме своего исследования читатель является абонентом ИРИ или ДОР в специальной библиотеке или отраслевом информационном центре. В то же время его потребности будут удовлетворяться публичной библиотекой.

Массовое (недифференцированное) информирование не ориентировано на определенную группу читателей. Оно является одним из средств популяризации литературы, поступающей в библиотеки. Формы массового информирования – подготовка бюллетеней новых поступлений, дни информации, дни специалиста, выставки, библиографические обзоры, открытые просмотры.

В последнее время широкое развитие получили комплексные формы и методы популяризации литературы социально-гуманитарного комплекса, которая сопровождается библиографическим информированием.

Комплексные формы информирования о документах по социально-гуманитарной тематике применяются для более подготовленных пользователей. В этих случаях необходимо учитывать групповую дифференциацию информационных потребностей его адресатов. Часто подобные мероприятия проводятся в процессе повышения квалификации этих читателей. Библиотеки предприятий и учреждений проводят Дни специалиста, которые адресованы обычно инженерно-техническим работникам и другим специалистам. Однако в библиографической информации, предназначенной этим группам читателей, всегда приводится значительная часть общественно-политической и экономической литературы. Внимание к экономическим и социокультурным аспектам вызвано тем, что любой специалист должен быть ознакомлен с новыми документами по проблемам управления, по экономике отрасли, этике и социальной психологии и многими другими общественно-политическими книгами и статьями.

Нередко библиотечные работники используют комплексные мероприятия для пропаганды библиотечно-библиографических знаний. Проводятся консультации («Методика поиска...», «Методика ведения личной картотеки» и др.), практические занятия по использованию основных библиографических и справочных пособий, БД.

Библиографическое обслуживание в качестве своего предмета имеет систему «библиографическая информация - потребитель», цели – создание таких условий деятельности, которые наилучшим образом могли бы способствовать доведению библиографической информации до читателя. Его результатом выступает объем «мероприятий», осуществленных в целях распространения сведений о документах: число выполненных библиографических справок, списков литературы, проведенных Дней информации, Дней библиографии, Дней специалистов, организованных выставок-просмотров, обзоров литературы и т.д. Все эти результаты реально обозримы, доступны для учета, и по ним главным образом судят о масштабах и качестве библиографической работы. В совокупности они обеспечивают достижение общей задачи данного процесса – удовлетворение потребностей в библиографической информации.

Обслуживание – это та деятельность, по результатам которой пользователи судят о необходимости, полезности для них библиотеки. От удовлетворённости обслуживанием зависят дальнейшие отношения между информационной службой (библиотекой) и представителями различных целевых групп: станет ли посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей.

В качестве общей конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. В связи с этим изучение особенностей информационных потребностей рассматривается как основа формирования системы библиотечно-информационного обслуживания. Данные об информационных потребностях в той или иной форме используются при комплектовании и организации хранения информационных фондов, в процессе информационного, библиотечно-библиографического обслуживания потребителей информации и на других важных этапах деятельности информационно-библиотечных систем.

В процессе организации обслуживания можно выделить несколько последовательно реализуемых этапов:

Изучение пользователей;

Выбор режима и формы обслуживания;

Анализ информационных ресурсов, которые могут быть использованы при обслуживании;

Анализ эффективности инструментов навигации в информационных ресурсах;

Подготовка (или приобретение) информационной продукции;

Изучение эффективности обслуживания.

Потребители библиографической информации

Организовать должным образом библиографическое обслуживание нельзя без хорошего знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. Поэтому возникает необходимость классификации читателей как реальных и потенциальных потребителей библиографической информации. С библиографической точки зрения наибольший интерес представляет дифференциация, в основу которой положены сферы профессиональной деятельности читателей, их должностной статус. Дифференциация потребителей необходима для четкого определения читательского назначения документов и средств информационного обслуживания. Основными группами потребителей, например, в сфере социальных наук являются: преподаватели, аспиранты, студенты высших и средних учебных заведений. Дальнейшая дифференциация может осуществляться по различным признакам: отрасли, специальности, образования, профиля учреждения.

В отраслевой библиографии выделяются две группы информационных потребностей:

Профессиональные

Непрофессиональные

Возникновение профессиональных библиографических потребностей в области общественных наук обусловлено необходимостью приобретения новых знаний, без которых невозможно решение научных и практических задач. Все библиографические потребности имеют сложную структуру: содержательную, функциональную, видовую, деятельностную. Профессиональные библиографические потребности, например, в сфере образования, дифференцируются на три группы:

Библиографические потребности исследователей (ученых);

Библиографические потребности педагогов (в вузах их деятельность сочетается с научной);

Библиографические потребности специалистов-практиков.

Профессиональные библиографические потребности в области социальных наук удовлетворяют с помощью традиционных источников информации – текущих и ретроспективных научно-вспомогательных библиографических пособий, а также с помощью библиографических баз данных, а также посредством первоисточников.

Непрофессиональные библиографические потребности – это информационные потребности, которые вырастают на основе повседневных интересов читателей. Самым распространенным источником информации для широкого круга граждан, интересующихся социальными вопросами, являются периодические издания: журналы и газеты. Что касается источников библиографической информации, то различные группы потребителей информации по социальным наукам могут обращаться к ним в соответствии с образовательным и культурным уровнем.

Информационные потребности проявляются в информационных запросах, означающих осознание специалистом необходимости приобретення знаний по тому или иному вопросу. Однако запросы не отражают полностью содержание информационных потребностей, и это нужно иметь в виду в процессе библиографической деятельности, которая должна не только основываться на знании запросов, но и учитывать истинные информационные потребности во всем объеме.

Субъектом информационной потребности является потребитель информации, в качестве которого может выступать не только отдельный индивидуум, но и целый коллектив.

Установить категории специалистов по единой стандартной схеме, пригодной для всех отраслей науки н техники, сложно. В этих целях используют главным образом многоаспектные классификации, включающие ряд признаков. Совокупность этих признаков учитывает не только факторы, формирующие информационные потребности, но и конкретные цели их изучения. Такой подход принято считать наиболее объективным и обоснованным.

Не менее важным признаком классификации потребителей является сфера профессиональной деятельности. В соответствии с этим можно выделить следующие группы потребителей: исследователи, руководящие работники административно-управленческого аппарата (организаторы науки), научно-педагогические кадры высших и средних учебных заведений. Эти группы потребителей информации могут быть разделены в соответствин с дифференциацией отдельных участков профессиональной деятельности. Так, в группе исследователей можно выделить ученых-теоретиков, ведущих фундаментальные исследования, и ученых-экспериментаторов, выполняющих прикладные исследования в области естествознания.

При классификации потребителей используют и другие признаки: занимаемая должность, образование и научный ценз, стаж работы.

Весьма распространенной является группировка по должностному положению. В зависимости от него выделяют потребителей трех уровней. К первому из них относятся директора научно-исследовательских учреждений, их заместители по науке, ученые секретари. Второй уровень составляют заведующие лабораториями, секторами, отделами, группами. Третий уровень включает старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, стажеров-аспирантов.

В соответствиис образовательным цензом следует выделить: аспирантов, сотрудников без ученой степени и кандидатов, докторов наук.

За основу классификации коллективных потребителей берут тип трудовой деятельности коллектива, отраслевую принадлежность, цели, задачи и должностные функции потребителей и прочее, либо совокушюсть признаков. В этом случае в качестве потребителей выступают, например, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, лаборатории, отдельные группы ученых, разрабатывающих определенную тему.

На формирование информационных потребностей влияет и уровень производства, и уровень доведения до потребителей библиографической ииформации: чем выше уровень производства, тем выше потребность в ней.

Нередко потребитель выражает свои потребности в соответствии с теми возможностями, которые предоставляет ему библиотека или орган ннформации. Например, наличие системы ИРИ может не только активизировать ее использование абонентами, но и определить потребность в ней у специалистов, не состоящих на индивидуальном обслуживании. Систематическое проведение дней ииформации, как правило, поддерживает постоянный интерес к ним потребителей информации. Осознание специалистами преимуществ автоматизированных ИПС, обеспечизающих полноту и оперативность информирования, обусловило рост потребностей в этих системах, а следовательно, и их активное внедрение в практику. При этом хорошее качество библиографического обслуживания также стимулирует потребности в библиографическон информации, в то время как нерелевантное информационное обеспечение снижает заинтересованность специалистов.

Особую роль играет библиографическая грамотность специалиста. Исследователи в большей мере, чем производственники, осведомлены о системе библиографического информирования и лучше в ней ориентируются. Это существенно повышает степепь использования ими и библиографической информации.

Информационные потребности специалистов любой отрасли знания сложны по своей структуре и представляют совокупность потребностей в первичных документах, в сведениях о первичных документах, т.е. в библиографической информации, а также в фактографической и концептографической информации.

(Книги Е. В. Иениша «Библиографический поиск в научной работе» (1982г.) и Г. Б. Паршуковой «Методика поиска профессиональной информации» (2006 г.), статья на образовательном портале ПГУ «Библиографическое пособие в научной деятельности»).

Первоочередное внимание уделено определению самого базового понятия, характеристике основных видов, методов, форм и средств библиографического обслуживания.

14.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Несмотря на наличие ГОСТов, общепринятого определения этого важнейшего процесса библиографической деятельности пока нет. Например, ГОСТ 7.0-84 определяет библиографическое обслуживание как процесс доведения библиографической информации до потребителей. На наш взгляд, такое понимание не отражает существа этого важнейшего библиографического процесса. В литературе можно встретить и другие точки зрения на этот счет и, естественно, другие терминообозначения. Мы не будем отказываться от нормативно и официально утвержденного термина "библиографическое обслуживание", но дадим свою интерпретацию его определения. Оно должно быть приближено к дефиниции самой библиографии, данной в том же ГОСТ 7.0-84. Другими словами, не просто "доведение библиографической информации до потребителей", а именно доведение ее в целях удовлетворения информационной потребности. Следовательно, библиографическая информация не самоцель, а лишь средство для целенаправленного удовлетворения потребности в любой нужной информации.

В специальной литературе можно встретить термины, где слово "доведение" заменено на "обеспечение". Может быть, в этом направлении и надо думать о совершенствовании термина "библиографическое обслуживание". Тем более, в самом ГОСТ 7.0-84 при определении одного из видов библиографического обслуживания - библиографического информирования - говорится именно об "обеспечении библиографической информацией".

Существует и еще одна терминологическая проблема. Дело в том, что информационные потребности, в том числе и библиографические, раскрываются в форме информационного запроса, т.е. текста, выражающего на естественном языке необходимость в определенной информации. Правда, в ГОСТ 7.0-84 библиографический запрос определяется как "требование на библиографическую информацию, поступившее от потребителя в организацию, осуществляющую библиографическое обслуживание". Но в любом случае запрос не всегда точно выражает информационную потребность, чаще всего, из-за наличия индивидуальных лингвистических и логических особенностей изложения, терминологической неоднозначности и т.п. С этим и связано введение в библиографическую эвристику (теорию информационного поиска) такого понятия, как критерий смыслового соответствия в процессе (режиме) "запрос - ответ". По этому критерию выделяются два варианта соответствия: в том случае, если основное смысловое содержание ответа соответствует запросу, речь идет о релевантности, релевантном ответе; в случае соответствия информационной потребности - пертинентности, пертинентном ответе.

Как видим, понятия релевантности и пертинентности библиографического обслуживания не эквивалентны, они пересекаются, но не совпадают одно с другим. В силу субъективности процесса "запрос - ответ" необходима определенная формализация его. В частности, на основе существующих ныне искусственных языков (ИПЯ) создается как бы в определенной степени формализованный заменитель запроса - поисковый образ запроса (ПОЗ). Для его формирования используются заглавия и оглавления (содержания) документов, индексы и предметные рубрики действующих библиографических классификаций (УДК, ББК и т.п.), ключевые слова (дескрипторы), взятые из соответствующих тезаурусов и дополненные синонимами, видовыми и ассоциативными терминами из других словарей, но во всех случаях соотносимыми с текстом информационного запроса потребителя. Порой возникает необходимость в обращении к самому потребителю с просьбой уточнить свой запрос и дать перечень синонимов, ассоциативных терминов и других формулировок запроса. Все это будет способствовать достижению точного и полного смыслового соответствия "запрос - ответ", т.е. получению не только релевантного, но и пертинентного ответа.

Нам важно отметить, что именно характер запроса - постоянный (долговременный) или разовый - является ведущим критерием для выделения двух основных видов библиографического обслуживания: библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание. Используются и другие типологические критерии для систематизации действующих и возможных видов библиографического обслуживания. Так, по хронологическому признаку выделяют текущее и ретроспективное библиографическое обслуживание, по содержательному - библиографическое, документальное и фактографическое, по числу потребителей - индивидуальное и коллективное (групповое, массовое и т.п.), по функциональному - рекомендательное и т.д. Современные информационные технологии открыли новые возможности для библиографического обслуживания, с чем связана тенденция, с одной стороны, к его универсализации, а с другой - растущему разнообразию самих запросов, форм и средств их реализации. В действующем ГОСТ 7.0-84 выделены два вида библиографического обслуживания - справочно-библиографическое и библиографическое информирование. Ими мы и ограничим в дальнейшем наше изложение.

14.2. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Согласно ГОСТ 7.0-84 оно определяется как "библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации". Такие запросы могут носить самый различный характер: начиная от сведений фактографического и тематического характера, наличия и местонахождения запрашиваемых документов и кончая предоставлением самого документа или его копии. Наиболее широко распространенной формой ответа на запрос является библиографическая справка. Отсюда и само название рассматриваемого вида библиографического обслуживания.

Особый случай справочно-библиографического обслуживания (СБО) - "библиографическая консультация", когда в ответ на разовый запрос даются советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска. В практике крупных библиотек и органов НТИ сложилась уже стереотипная форма выдаваемой справки относительно консультаций, например: "Нужный Вам материал можно найти в... разделе каталога (картотеки) или в... библиографических пособиях, где поиск интересующей Вас информации целесообразно проводить следующим образом...".

Библиографическая консультация дается обычно на следующие виды запросов: а) письменный запрос поступил из другой библиотеки, где имеются все необходимые библиографические источники для успешного поиска по данному запросу; б) запрос дается в целях получения информации для работы над диссертацией, дипломной или курсовой работой; в) по теме запроса есть определенный, не вызывающий особых затруднений при использовании потребителем, библиографический источник; г) запрос связан с интеллектуальным видом досуга (решение кроссвордов, викторин, участие в конкурсах и т.д.); д) необходим сплошной просмотр многих выпусков конкретного текущего библиографического издания за большой период времени.

Важно отметить, что библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки по всем видам запроса. Считается, что это полезно для пользователя, так как он становится непосредственным участником библиографического поиска, проявляет большую активность и приобретает опыт библиографической работы.

Сложилась определенная совокупность наиболее часто используемых видов библиографической справки: уточняющая, тематическая, адресная и фактографическая. В частности, уточняющая библиографическая справка (УБС) устанавливает и (или) уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе. П.Н.Берков в своей монографии "Библиографическая эвристика" называет такую библиографическую работу "поиском недостающего звена". Подобные запросы относятся к наиболее сложным и трудоемким. Алгоритм поиска на уточнение приведен в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке".

Следует учитывать и типичные ошибки в уточняющих запросах потребителей. Основными из них являются следующие: а) искажения фамилии автора (замена одной буквы на другую, сходную по начертанию или близкую по звучанию, искажение инициалов, женскую фамилию путают с мужской и т.д.); б) сокращения и неточное название книг, периодических изданий; в) представление переводчика, составителя, редактора, иллюстратора как автора книги; г) неверно указаны год издания, издательство; д) авторскую работу приняли за коллективную и наоборот; е) представление названия статьи, раздела, главы книги, частного заглавия тома или выпуска многотомного издания как названия самостоятельного произведения или издания; ж) отсутствие наименования коллектива в продолжающихся изданиях, материалах симпозиумов, конференций и т.д.; з) неточный перевод на русский язык названия зарубежного издания.

Тематическая библиографическая справка содержит библиографическую информацию по определенной теме (ГОСТ 7.0-84). П.Н.Берков называл такую библиографическую работу "подбором литературы по данному вопросу". По имеющимся данным, такие справки занимают ведущее место в СБО, составляя 50-80% от всех библиографических справок, выдаваемых библиотеками за год [Библиографическая работа в библиотеке. С. 170]. В указанном учебнике подробно изложена методика выполнения тематических справок, включающая следующие этапы: прием запроса; изучение темы запроса, определение круга и последовательности просмотра источников; библиографический поиск, отбор, группировка материала и оформление тематической справки.

Наибольший интерес здесь представляет классификация тематических справок по степени сложности или трудоемкости выполнения. Показатели категорий сложности приведены в табл. 19. Выделяются три категории сложности в зависимости от целевого названия справки; круга и характера использованных источников библиографического поиска; принципа выявления и отбора литературы; способов библиографической группировки; объема выданной библиографической информации; формы справки (устной или письменной).

Адресная библиографическая справка устанавливает наличие и (или) местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде (ГОСТ 7.0-84). Первым условием ее выполнения является точное и в необходимой степени полное библиографическое описание документа. Естественно, если такового нет, то сначала проводится уточняющий поиск. Второе условие - определить соответствующий фонд библиотеки и органа НТИ, используя имеющиеся каталоги и картотеки непосредственно или их издания. При отсутствии нужного документа в данном фонде приходится обращаться к сводным каталогам (например, сводному краеведческому каталогу, сводному каталогу книг на иностранных языках, сводному каталогу периодических изданий, получаемых библиотеками и органами НТИ), летописям и ежегодникам РКП, МБА и т.д. В конечном итоге потребитель должен получить полное и точное описание нужного документа с указанием его нахождения в фондах библиотек страны.

ГОСТ 7.0-84 не включает такого понятия, как "фактографическая библиографическая справка", видимо, на том основании, что фактография не является якобы делом библиографии. Фактографическая справка представляет собой ответ по существу запроса: сообщение точной даты, цифры, цитаты, изложение концепции, определение термина и т.п. Соответственно фактографический поиск предполагает выявление самих фактов, данных, а не сведений о документах, где эти факты содержатся. Так писал Н.Н.Щерба в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке", и тут же оговаривал: "Поэтому данный поиск не является библиографическим, но в библиотеках традиционно относится к справочно-библиографическому обслуживанию" (выделено нами. - А.А.Г.). Мы придерживаемся другой точки зрения: выполнение фактографических справок - прямая обязанность библиографа. Конечно, они требуют от него эрудиции, хорошей профессиональной подготовки, знания круга необходимых для фактографического поиска библиографических источников. Более того, без библиографических сведений о документах они становятся недоступными, а без документов нельзя найти и соответствующие факты.

Для выполнения фактографических справок используются прежде всего энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки (цитат, знаменательных дат, свойств, параметров и т.п.). Но всегда имеются запросы по фактам сегодняшней жизни, которые еще не нашли отражения в справочных изданиях. Поэтому библиограф вынужден обращаться непосредственно к текущей литературе. Здесь помощь ему может оказать обращение к специалистам. Наконец, желательно, чтобы фактографическая библиографическая справка сопровождалась и необходимым библиографическим списком, что позволит потребителю убедиться в достоверности приведенных сведений, а также самому обратиться к первоисточникам.

Фактографические запросы составляют значительную часть всех запросов, особенно в библиотеки и информационные органы научно-технического профиля. В этом отношении новые возможности открываются в связи с созданием АИС разного назначения. Другими словами, СБО во всем своем разнообразии получает возможность использовать помимо традиционных устной и письменной (печатной) электронные формы выдачи информации (непосредственно на экране компьютера, в виде дискет, оптических дисков и т.п.).

14.3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

Согласно ГОСТ 7.0-84 библиографическое информирование (БИ) определяется как "систематическое обеспечение библиографической информацией в соответствии с долговременно действующими запросами и (или) без запросов". В библиографической литературе можно встретить и еще один термин - "информационно-библиографическое обслуживание" [Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-462]. Оба термина неудачны. Выручает лишь сам критерий не разового, а долговременного или постоянного запроса. Другая особенность БИ связана с характером самого потребителя. В ГОСТ 7.0-84 выделены три разновидности БИ в зависимости от категории потребителя. Индивидуальное БИ осуществляется с учетом индивидуальных информационных потребностей, т.е. постоянно действующего запроса отдельного потребителя. Групповое БИ - по запросу группы потребителей, выделенной по определенному признаку, члены которой имеют близкие по содержанию информационные потребности. Массовое БИ ориентировано на широкий круг потребителей информации.

В учебной литературе [см., напр.: Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-473; Библиографическая работа в библиотеке. С. 134-165] указанные три разновидности БИ объединяют в две: недифференцированное (массовое) и дифференцированное (индивидуальное и групповое). С учетом специфики рассмотрим их отдельно.

Одной из самых распространенных форм массового БИ является издание информационных бюллетеней, в которых сведения о поступивших в библиотеку (орган НТИ) изданиях располагают в определенном порядке (чаще всего систематически). Главное, чтобы эти бюллетени обеспечивали оперативность обслуживания и сводили к минимуму информационный интервал (время от поступления изданий в библиотеку до отражения их в очередном номере бюллетеня). Оптимальным считается ежемесячное издание бюллетеней с информационным интервалом, не превышающим полутора месяцев.

Однако не все библиотеки и органы НТИ имеют возможность издавать такие бюллетени. Поэтому соответствующие списки новых поступлений вывешивают у стола выдачи литературы. Или заменяют списки картотекой, размещая ее на столе выдачи либо рядом с каталогами. Другой выход из положения - использование средств массовой информации: местной периодической печати, радио- и телепередач. Главное, чтобы это носило постоянный характер, использовались известные потребителю рубрики типа "Книжная полка", "Новые книги", "Ученый, который знает все" (о реферативных журналах).

Эффективной формой ознакомления с новыми поступлениями является проведение "Дней информации", "Дней специалистов", выставок-просмотров. Регулярность проведения "Дня информации" зависит от объема новых поступлений. Поэтому устанавливается заранее какой-либо день в неделю, 2-3 раза в месяц, один раз в месяц. "День специалиста" организуется для определенных категорий потребителей - экономистов, учителей, инженеров и т.д. Выставки-просмотры организуются не только для показа новых поступлений, но и на определенную ретроспективу. Важно, что указанные мероприятия сопровождаются консультациями, устными обзорами и т.п.

Следует также учитывать роль, которую играют в массовом БИ издания текущей библиографии: летописи и ежегодники РКП, издания библиографической информации, экспресс-информации, реферативной информации (особенно РЖ) органов ГСНТИ и др. Тем более что на эти издания существует подписка и при желании потребитель может заказать полнотекстовую копию, перевод интересующего его документа.

Сущность дифференцированного БИ заключается в том, чтобы обеспечить для специалистов возможность постоянного слежения за вновь появляющейся литературой с минимальными затратами времени, предоставляя им сведения обо всех нужных источниках информации с необходимой степенью полноты. Определяющим моментом для такого БИ является установление круга обслуживаемых специалистов, выявление их информационных потребностей с учетом не только тематического профиля их интересов, но и должностного, функционального статуса, научно-производственной и информационной активности, этапности выполнения научных исследований и специфики производства, образовательной подготовки, индивидуально-психологических особенностей и т.д.

Обычно запрос на информацию формулирует сам потребитель, заполняя специально для этого предназначенный опросный лист. Практика многих библиотек и служб НТИ подтвердила целесообразность ведения двух особых картотек. Одна - алфавитная картотека абонентов - содержит сведения о каждом из них (место работы, должность и т.п.) и названия заявленной темы или тем. Она предназначена для учета абонентов и посылаемых им извещений о литературе. Вторая - алфавитно-предметная картотека запросов - состоит из карточек с названиями тем и перечнем лиц, которых данная тема интересует. С ее помощью собирают литературу по каждой теме и определяют абонентов, которым необходимо направить оповещение.

Способы оповещения различны в зависимости от конкретных условий и возможностей. Обычно посылаются письменные сообщения на специальных бланках, используется телефон. Применяются и специальные картотеки-накопители, шкафы с ячейками для каждого индивидуального или группового потребителя. В этом случае важно наладить регулярное посещение абонента соответствующей библиотеки или органа НТИ. Абонент знакомится с накопленной информацией и делает заявку на заинтересовавшие его документы, может уточнить свой запрос.

Наиболее прогрессивной формой дифференцированного БИ считается система избирательного распространения информации (ИРИ). Основное ее свойство - наличие постоянных запросов потребителей и обратной связи между потребителями и библиографической службой. В настоящее время действуют как ручные, так и автоматизированные системы ИРИ. Ручные системы обслуживают небольшое число абонентов (30-50) на основе специально разработанного рубрикатора (перечня тем), в совокупности охватывающего определенную узкую область знания. Потребители отмечают в нем те рубрики, которые соответствуют их профессиональным информационным потребностям. Обычно каждой предметной рубрике присваивается условный цифровой код, которым индексируются и запросы, и вводимые в систему документы. Это облегчает определение необходимого числа карт для рассылки абонентам.

Этот же принцип положен в основу автоматизированных систем ИРИ. Отличие заключается в том, что сформулированные на естественном языке запросы переводятся на ИПЯ данной системы (в большинстве случаев дескрипторный) и вводятся в память машины, образуя массив поисковых образов запросов (ПОЗ). Вводимые в систему библиографические описания документов также индексируются на том же ИПЯ и образуют массив поисковых образов документов (ПОД). Машина производит сравнение ПОЗ и ПОД и в случае их совпадения на выходном устройстве печатает на естественном языке библиографическую информацию в виде списка документов с указанием абонентов, которым он должен быть направлен.

Система ИРИ обслуживает как индивидуальных, так и коллективных абонентов. Но считается, что именно обслуживание индивидуальных абонентов является основной задачей системы ИРИ, поскольку только в этом случае могут проявиться все преимущества этих систем. Для обеспечения полноты и точности БИ потребителям направляются сигнальные карты с аннотированными или реферативными библиографическими списками. Из копий таких карт комплектуются картотеки, необходимые для последующего отбора запрашиваемых абонентами первоисточников и для использования в других видах БИ (например, ретроспективного). Вместе с сигнальными картами как их составная часть абонентам направляется талон обратной связи для оценки ими получаемой информации. В каждой системе ИРИ эти оценки разрабатываются с учетом особенностей ее функционирования, а также специфики тех организаций, в которых такие системы внедряются.

В самом общем виде эти оценки ранжируются следующим образом (предлагается обвести кружком нужную цифру):

5 - ценная, будет использована в работе, внедрена;

4 - представляет интерес;

3 - известна ранее, из других источников;

2 - не представляет интереса;

1 - не соответствует теме запроса;

0 - необходима копия первоисточника, перевод.

Абонент, отметив одну из оценок, возвращает талон обратной связи в библиографическую службу, где он становится основанием для определения показателя точности (релевантности) БИ, выявления необходимости в корректировке планов комплектования фондов, уточнения постоянного запроса и т.д. Эффективность использования системы ИРИ не означает, что все другие формы БИ не должны быть задействованы. Важно использовать все возможное разнообразие библиографического обслуживания в оптимальном комплексе.

Библиографическое обслуживание является заключительным этапом в процессе библиографической деятельности. Теперь начинается новый цикл ее, где библиография в лице своих служб выступает в качестве обратной связи для производства новой библиографической информации в целях удовлетворения возникающих информационных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская библиография в своем становлении и развитии прошла путь в несколько веков. Он отмечен разнообразными опытами и достижениями, некоторые из них и до настоящего времени не потеряли своего научного и практического значения. К таковым можно отнести "Опыт российской библиографии" В.С.Сопикова, "Литературу русской библиографии" Г.Н.Геннади, "Критико-биографический словарь" С.А.Венгерова, "Среди книг" Н.А.Рубакина и др. К началу XXв. в России сложилась достаточно разветвленная система библиографии, где наряду с государственными учреждениями особую роль играли Академия наук, вузы, научные общества. Свой вклад внесли и специально созданные Русское библиографическое общество при Московском университете и Русское библиологическое общество в Петербурге. Усилиями нескольких поколений русских дореволюционных библиографов были разработаны основы науки о библиографической деятельности - теперь библиографоведение. В этой связи особенно примечательны труды В.Г.Анастасевича, В.С.Сопикова, Н.М.Лисовского, А.М.Ловягина, Н.А.Рубакина и др. В своем развитии библиография была неотделима от русской культуры, системы народного образования, науки, искусства, промышленности. Более того, во многом она способствовала их эффективному развитию.

К сожалению, в годы сталинизма многое из накопленного опыта было утрачено, не получило дальнейшего совершенствования. И все же нельзя не отметить и определенные новации. В первую очередь, это касается созданной в 60-е годы ГСНТИ, важнейшей частью которой стала библиография. Правда, последняя сейчас в условиях перехода к рыночным отношениям переживает определенный кризис. Идет трудный поиск новых решений, новых форм и направлений библиографии. В частности, продолжают активно работать такие федеральные центры ГСНТИ, как РКП, ВИНИТИ, ИНИОН, такие крупные библиотеки, как РГБ, РНБ, ВГБИЛ и др. В наш информационный век необходимость в овладении библиографическими знаниями и современными средствами производства, распространения и использования библиографической информации является обязательной не только для специалистов, но и для каждого человека. Поэтому важно и сохранить уже достигнутое, и двигаться вперед.

В этой связи существует ряд проблем, которые или еще не решены, или трудно решаются. Прежде всего, отсутствует достаточно обоснованная и убедительная наука о библиографии. Хотя ее относительная самостоятельность была осознана уже в начале XXв., но до сих пор множатся все новые и новые подходы, в основном не совместимые между собой, а главное - отрицающие необходимую историческую преемственность, уже сложившиеся тенденции и закономерности. В частности, история русской дореволюционной библиографии создана в трудах Н.В.Здобнова и М.В.Машковой, а вот истории советской библиографии до сих пор в монографическом исследовании и изложении нет. Это и ведет к тому, что в библиографии отсутствует необходимая для ее практики методика. Последняя монография "Методика библиографической работы" Е.И.Шамурина была издана в 1933 г. В результате, даже при наличии государственной стандартизации, уровень методического обеспечения библиографической деятельности очень низок.

Еще одна нерешенная проблема - это система библиографической терминологии. Да, имеется специальный ГОСТ 7.0-99, но каждая новая редакция его (их было уже три) как бы заново решает эту проблему. Один пример: в предшествующей редакции 1977 г. была попытка определить основные виды библиографии. В действующей редакции такой раздел отсутствует, но в названиях соответствующих библиографических пособий прежние терминообозначения остались.

Далее, мы одна из немногих цивилизованных стран, которая до сих пор не имеет своего репертуара книги. Другими словами, книжное дело в нашей стране действует вслепую. Отсюда некоторая односторонность в российском репертуаре книги, отсутствие необходимой и целенаправленной поступательности в развитии. Правда, есть определенные успехи в создании репертуара русской периодической печати. Здесь обеспечена нужная преемственность, хотя полного свода в виде, скажем, многотомного издания по образцу труда Н.М.Лисовского тоже нет. Вообще не решается еще более трудная задача - репертуар публикаций в российской периодике. Сейчас, в условиях современной информационной технологии, эта проблема также может быть эффективно решена.

Россия уже с дореволюционных времен активно участвовала в международном библиографическом сотрудничестве, начиная с деятельности Международного библиографического института в Брюсселе. В настоящее время большинство программ такого сотрудничества осуществляется при ЮНЕСКО. И важно, чтобы участие в них нашей страны активизировалось, что, естественно, плодотворно скажется и на развитии русской библиографии. Особенно это существенно в плане грядущей тотальной компьютеризации информационной деятельности. В этом отношении мы несколько отстали, поэтому должны принимать как данное свое участие в системах "Интернет", "Юнимарк" и др. Главное, чтобы с учетом нашей российской действительности довести до конца создание своей национальной системы - ГСНТИ. И последнее: до сих пор не существует специальной подготовки кадров библиографов с высшим образованием. Обычно библиография входит в учебные планы других специальностей - издательских, книготорговых, библиотечных и прочих работников. На наш взгляд, именно компьютеризация информационных процессов в современном обществе еще в большей мере требует специалистов, знающих и умеющих эффективно и качественно осуществлять логическую переработку документальной информации, готовить соответствующие библиографические пособия, вести все виды библиографического обслуживания. Поистине: тот, кто владеет библиографией, владеет информацией, кто владеет информацией - владеет миром.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook