Extended тип данных в delphi. Особенности вещественных чисел в Delphi. Целочисленный тип данных в Delphi представлен

В предыдущих уроках мы между делом знакомились с типами данных. Всё это время речь шла о простых типах. Сегодня мы обобщим пройденное ранее, а также познакомимся с новым материалом, который необходимо знать в рамках темы "Простые типы данных". Осмысленно подходить к выбору типов данных для используемых в программах переменных необходимо по разным причинам. Во-первых, имея под рукой многообразие доступных типов и умело ими распоряжаясь, можно сократить объём памяти, требуемый программе для работы. Экономию в 1-2 байта никто не заметит, но если речь идёт о больших объёмах данных, эти байты могут вылиться во вполне реальные мегабайты. Во-вторых, разумный выбор типов данных позволяет избежать некоторых ошибок, причём как со стороны программиста (на этапе создания программы), так со стороны пользователя (во время использования программы).

Простые типы данных - общее представление

Простые типы данных названы простыми, потому что они не содержат внутри себя никаких других типов. Кроме того, простые типы данных обеспечивают хранение в памяти только одного значения. К простым типам данных относят следующие:

  • целочисленные;
  • вещественные;
  • логические;
  • строковые (символьные).

Следует отметить, что все эти типы за исключением вещественного, упорядочены. Что это значит? А это значит, что в рамках данного типа значения расположены не в произвольном порядке, а в порядке возрастания. Зная об этом, в некоторых случаях можно исключить в своей программе лишний код. Поясню на примере, как именно упорядочены значения в этих типах данных:

Целочисленный тип - содержит числовые значения, целые числа. Числа упорядочены по возрастанию: ..., -2, -1, 0, 1, 2, 3, ...
Логический тип - содержит всего 2 значения - True, False, которые тоже упорядочены: False, True (следует из соответствия False - 0, True - 1).
Символьный тип - символы кодовой таблицы. Поскольку каждому символу соответствует свой код, то символы расположены в порядке увеличения кода. К примеру, буквы латинского алфавита A, B, C, D, ... идут в кодовой таблице именно так, т.к. чем дальше от начала алфавита, тем больший код имеет буква. То же самое касается и арабских чисел в кодовой таблице - они идут по порядку: 0, 1, 2, ..., 8, 9. Это позволяет делать такие сравнения, как, например "A" < "Z" (это истинно).

Из того, что перечисленных типы данных упорядочены, следует, что все значения образуют конечную последовательность. Это соответствует нашим представлениям о типах данных - все они имеют свои ограничения. К примеру, нет числового типа данных, который позволил бы хранить сколь угодно большое число. "Большие" типы есть, но "число" "бесконечность" они хранить не могут.

Функции и процедуры для порядковых типов данных

Существует несколько полезных функций и процедур, без использования которых, порой, сложно оперировать порядковыми типами данных:

Pred() - функция возвращает предыдущее значение для выражения, указанного в качестве единственного аргумента.

Примеры: Pred(5) = 4, Pred("E") = "D", Pred(True) = False.

Succ() - функция, обратная для Pred() - возвращает следующее значение.

Примеры: Succ(5) = 6, Succ("E") = "F", Succ(False) = True.

Ord() - возвращает порядковый номер значения в списке значений типа данных. С этой функцией мы уже встречались при работе со строками - с её помощью мы узнавали код символа.

Примеры: Ord("A") = 65, Ord(True) = 1.

Low() - возвращает минимальное значение указанного типа данных.

Примеры: Low(Byte) = 0, Low(Boolean) = False, Low(Char) = #0 (символ с кодом 0).

High() - возвращает максимальное значение указанного типа данных.

Примеры: High(Byte) = 255, High(Boolean) = True, High(Char) = #255 (в русской локали это символ "я").

Ну и ещё две процедуры, с которыми мы уже знакомы:

Dec() - уменьшает значение на единицу.

Inc() - увеличивает значение на единицу.

Не забывайте о втором необязательном параметре этих процедур.

Пользовательские типы данных

На основе порядковых типов данных программист может создать свои собственные типы - перечислимые и интервальные. Они будут рассмотрены ниже.

Целочисленные типы

Как следует из названия, целочисленные типы позволяют хранить целые числа. Среди них есть типы, которые хранят числа со знаком (т.е. положительные или отрицательные), а есть и такие, которые хранят только положительные. Чем большее количество значений может содержать тип, тем больше памяти он занимает. Рассмотрим целочисленные типы данных.

Сначала рассмотрим беззнаковые типы, т.е. те, которые позволяют хранить только положительные числа и ноль:

Byte - значения 0..255 - занимает в памяти 1 байт.

Word - значения 0..65535 - 2 байта.

LongWord - значения 0..4294967295 - 4 байта.

Теперь типы со знаком (отрицательные числа записываются со знаком минус "-" впереди, неотрицательные могут записываться как со знаком "+", так и без него):

ShortInt - значения -128..127 - 1 байт.

SmallInt - значения -32768..32767 - 2 байта.

LongInt - значения -2147483648..2147483647 - 4 байта.

Int64 - значения -2 ^53 ..2 ^53 -1 - 8 байт.

Существуют также 2 общих типа, которые находят своё отражение в вышеперечисленных. Рекомендуется использовать именно эти типы, т.к. компилятор "заточен" под них и создаёт более быстрый и эффективный код:

Integer - значения -2147483648..2147483647 - 4 байта.

Cardinal - значения 0..4294967295 - 4 байта.

Следует отметить, что целые числа могут быть представлены не только в десятичной, но и в шестнадцатеричной системе счисления, т.е. в виде $xxxxxxxx, где x - один из символов 0, 1, ..., 8, 9, A, B, ..., E, F. К примеру, все цвета (точнее, их коды) представляются именно в виде шестнадцатеричных чисел.

Логические типы

С логическими выражениями и с логическим типом данных мы уже знакомы - это тип Boolean , принимающий значения True и False . Помимо Boolean существуют следующие логические типы: ByteBool , WordBool и LongBool . Однако последние введены лишь для обспечения совместимости с другими языками и системами программирования. Использовать рекомендуется только тип Boolean. Логическое значение в памяти занимает 1 байт. На самом деле, конечно, достаточно и одного бита, но оперировать ячейками меньше байта, мы, к сожалению, не можем.

Символьные типы

Символьные типы обеспечивают хранение отдельных символов. Основной тип данных - Char , который содержит символы с кодами 0..255 . Существуют ещё типы AnsiChar и WideChar . Тип AnsiChar эквивалентен типу Char , т.е. по сути это один и тот же тип. Занимает в памяти 1 байт. Для кодирования символов используется код ANSI (American National Standards Institute ). Тип WideChar кодируется международным кодом Unicode и занимает в памяти 2 байта. Таблица Unicode включает символы практически всех языков мира.

Вещественные типы

Из названия следует, что эти типы используются для хранения вещественных, т.е. действительных чисел. Отличаются они границами допустимых значений и точностью, т.е. числом цифр после запятой. Вот эти типы:

Real (он же Double ) - значения от 5.0x10 ^-324 до 1.7x10 ^308 , точность - 15-16 цифр, занимает в памяти 8 байт.

Real48 - значения от 2.9x10 ^-39 до 1.7x10 ^38 , точность - 11-12 цифр, 6 байт памяти.

Single - значения от 1.7x10 ^-45 до 3.4x10 ^38 , точность - 7-8 цифр, 4 байта.

Extended - от 3.6x10 ^-4951 до 1.1x10 ^4932 , точность - 19-20 цифр, 10 байт памяти.

Comp - от -2x10 ^63 +1 до 2x10 ^63 -1 , точность - 19-20 цифр, 8 байт.

Currency - от -922337203685477.5808 до 922337203685477.5807 , точность - 19-20 цифр, в памяти занимает 8 байт.

Как и в случае с целыми числами, перед вещественными числами может стоять знак "+" или "-".

Существует 2 формы записи вещественных чисел - с фиксированной точкой и с плавающей .

Запись с фиксированной точкой представляет собой обычную запись, в которой целая и дробная части отделены друг от друга точкой/запятой.

Запись с плавающей точкой подразумевает запись порядка числа, который отделяется от самого числа буквой "E" (запись "e" тоже допустима). Например, запись 1.5e2 означает число 1.5 с порядком +2, т.е. это 1.5x10 ^2 = 150.

Типы Comp и Currency были введены специально для произведения точных денежных расчётов. При этом, тип Comp , как видно из значений границ диапазона, хранит целые числа, поэтому при задании чисел с дробной частью они автоматически преобразуются в ближайшее целое число.

Перечислимые типы данных

От рассмотрения готовых типов данных перейдём к типам, которые могут быть созданы самим программистом. Один из вариантов, как было отмечено выше, - это перечислимый тип.

Смысл перечислимого типа в том, что мы явным образом указываем (перечисляем) все возможные значения. Преимущества в том, что кроме заданных значений переменные этого типа не смогут принимать больше никаких значений. Кроме того, значения можно задавать вполне осмысленные - например слова. Это упростит понимание кода и написание программы.

Значения типа данных перечисляются через запятую, а весь этот набор заключается в круглые скобки. Описание типа должно производиться в специальном разделе раздела описаний - разделе описания типов. Этот раздел предваряется ключевым словом type . Т.е. запись идёт приблизительно так же, как и описание переменных или констант, только вместо var и const пишется type . Сам тип описывается следующим образом: название типа, далее знак равенства и далее само значение. В случае с перечислимым типом это будет набор возможных значений.

Примечание: практически все типы данных в Object Pascal принято называть с буквы "T" (сокращённо от "Type"). Это не закон языка - просто одно из правил хорошего тона. Зная, что "T***" - это тип, вы никогда не ошибётесь, в противном же случае название можно спутать, например, с названием переменной.

Допустим, мы хотии задать тип данных, определяющий один из месяцев года. Мы можем описать его так:

type TMonth = (Jan,Feb,Mar,Apr,May,Jun,Jul,Aug,Sep,Oct,Nov,Dec ) ; var M: TMonth; {...} M:=Jun;

Обратите внимание, что после описания перечислимого типа в программе не может быть переменных, название которых совпадает с названием значений объявленного типа. В нашем примере не может быть переменных "Jan", "Feb" и т.д. При попытке присвоения переменной перечислимого типа значение, не указанное в списке, компилятор выдаст ошибку, поэтому ошибиться не представляется возможным.

Раздел type существует как в модуле всей формы (в этом разделе изначально описана сама форма: TForm1 = class(TForm) ... ), так и в любой подпрограмме. Область действия типа, соответственно, определяется местом в программе, в котором он описан.

Интервальные типы данных

Интервальные типы данных (также их называют ограниченными) получаются из имеющихся типов путём ограничения диапазона значений. Интервал задаётся двумя константами - начальной и конечной границей. При каждом присвоении значения переменной выполняется проверка соответствия нового значения указанному диапазону. Если значение не попадает в диапазон, выдаётся сообщение об ошибке. Во время выполнения программы задание недопустимого значения к ошибке не приводит, зато значение переменной может стать неверным.
Ограниченный тип данных можно создать только на основе простого упорядоченного типа. Значение второй константы (т.е. правой границы) должно быть больше значения первой (левой границы).
Ограниченные типы данных также описывают в разделе type . Формат записи похожий, только между константами-границами ставятся две точки.

Например, мы хотим в программе работать с датами. Можно создать ограниченные типы данных для значений дня, месяца и года (диапазон для значения года следует задать в зависимости от контекста задачи):

type TDay = 1 ..31 ; TMonth = 1 ..12 ; TYear = 1900 ..2100 ;

Помните, что использование ограниченного типа данных не уменьшит объём занимаемой памяти. Это следует из того, что задание интервала - это всего лишь условное задание возможных значений из общего набора значений данного типа.

Заключение

Сегодня мы рассмотрели простые типы данных - целочисленные, вещественные, символьные и логические, а также научились создавать перечислимые и интервальные типы данных в своих программах. Как было отмечено в начале, все эти типы позволяют хранить только одно значение и не содержат внутри себя других типов. В дальнейшем мы перейдём к рассмотрению структурных типов данных, где дело обстоит иначе.

a - латинская) - только адрес статьи (URL);
{{статья:122}} - полноценная HTML-ссылка на статью (текст ссылки - название статьи).

Текст программы на языке Delphi формируется с помощью букв, цифр и специальных символов. Буквы - это прописные и строчные символы латинского алфавита и символ подчеркивания: a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z _ Цифры представлены стандартной арабской формой записи: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Специальные символы + - * / = , . : ; " () { } @ # $ & ^ применяются в основном в качестве знаков арифметических операций, разделителей, ограничителей и т. д. Из специальных символов формируются составные символы: =. . (. .) (* *) // : = Они служат, в частности, для обозначения операций типа "не равно", "больше или равно", указания диапазонов значений, комментирования программы, т. д. Алфавит

Одно и то же число можно записать самыми разными способами, например: 15 { целое } 15. 0 { вещественное с фиксированной точкой } 1. 5 E 01 { вещественное с плавающей точкой } $F { шестнадцатиричное } В языке Delphi имеется возможность применять все способы записи, но чаще всего используют целые и вещественные числа. Целые числа состоят только из цифр и знака + или –. Если знак опущен и число не равно 0, то оно рассматривается как положительное, например: 0 { 0 интерпретируется как целое число } 17 { положительное целое число } -39 { отрицательное целое число } Числовые типы данных

Вещественные числа содержат целую и дробную части, разделенные точкой: 0. 0 { 0 интерпретируется как вещественное число } 133. 5 { положительное вещественное число } -0. 7 { отрицательное вещественное число } Вещественные числа могут быть представлены в двух формах: с фиксированной и плавающей точкой. Форма с фиксированной точкой совпадает с обычной записью чисел: 27800 { точка в конце числа опущена } 3. 14 Форма с плавающей точкой (экспоненциальный вид) используется при работе с очень большими или очень малыми числами. В этой форме число, стоящее перед E, умножается на 10 в степени, указанной после E: 7. 13 E+14 { 7. 13 x 1014 } 1. 7 E-5 { 1. 7 x 10 -5 } 3. 14 E 00 { 3. 14 x 100 = 3. 14} Число, стоящее перед буквой E, называется мантиссой, а число после буквы E - порядком. Числовые типы данных

С помощью комментариев вы можете пояснить логику работы своей программы. Комментарий пропускается компилятором и может находиться в любом месте программы. Комментарием является: { Любой текст в фигурных скобках } (* Любой текст в скобках со звездочками *) // Любой текст от двойной наклонной черты до конца строки Если за символами { или (* сразу идет знак доллара $, то текст в скобках считается не комментарием, а директивой компилятора. Примеры таких директив: {$OPTIMIZATION ON} {$WARNINGS ON} {$RANGECHECKS OFF} Комментарии

Программа в процессе выполнения всегда обрабатывает какиелибо данные. Данные могут представлять собой целые и дробные числа, символы, строки, массивы, множества и др. Так компьютер всего лишь машина, для которой данные - это последовательность нулей и единиц, он должен абсолютно точно "знать", как их интерпретировать. По этой причине все данные в языке Delphi подразделены на типы. Тип данных показывает, какие значения принимают данные и какие операции можно с ними выполнять. Каждому типу данных соответствует определенный объем памяти, который требуется для размещения данных. Например, в языке Delphi существует тип данных Byte. Данные этого типа принимают значения в целочисленном диапазоне от 0 до 255, могут участвовать в операциях сложения, вычитания, умножения, деления, и занимают 1 байт памяти. Типы данных

Все типы данных в языке Delphi можно расклассифицировать следующим образом: простые типы данных. Они в свою очередь подразделяются на порядковые и вещественные типы данных. К порядковым типам относятся целочисленные, символьные, булевские, перечисляемые и др. типы; временной тип данных. Служит для представления значений даты и времени; строковые типы данных. Служат для представления последовательностей из символов, например текста; составные типы данных. Формируются на основе всех остальных типов. К ним относятся массивы, множества, записи, файлы, классы и ссылки на классы; процедурные типы данных. Позволяют манипулировать процедурами и функциями как данными программы; указательные типы данных. Данные этих типов хранят адреса других данных (списки, деревья и т. д.); тип данных с непостоянным типом значений. Служит для представления значений, тип которых заранее неизвестен; с его помощью легко организуется работа со списком разнотипных значений; Классификация типов данных

Рассмотрим форму описания переменных, констант и типов. Описание типов: type =; Описание констант: Const: =; Описание переменных: Var: ; Форма описания данных

Пример записи констант: const Delphi. Language = "Object Pascal"; Kylix. Language = Delphi. Language; Yard = 914. 4; Foot = 304. 8; Seconds. In. Minute = 60; Seconds. In. Hour = Seconds. In. Minute * 60; // Задаем константу Seconds. In. Day = Seconds. In. Hour * 24; // как выражение При объявлении константы можно указать ее тип: Const Percent: Double = 0. 15; File. Name: string = "HELP. TXT"; Такие константы называются типизированными; их основное назначение - объявление константных значений составных типов данных. Описание констант

Кроме стандартных типов данных язык Delphi поддерживает типы, определенные программистом. Новый тип данных определяется с помощью зарезервированного слова type, за которым следует идентификатор типа, знак равенства и описание. Например, можно определить новый тип: type TUnicode = Wide. Char; TFloat = Double; TDirection = (North, South, East, West); Нетрудно заметить, что идентификаторы новых типов в примере начинаются заглавной буквой T (первая буква слова type). Такое соглашение о типах программиста принято разработчиками среды Delphi, но оно не является строгим. Тем не менее, мы рекомендуем его придерживаться, так как оно способствует более легкому восприятию исходного текста программы. Описание типов

Целые тип диапазон Shortint Smallint Integer Longint Cardinal Int 64 Byte Word Longword -128. . 127 знаковый 8 -bit -32768. . 32767 знаковый 16 -bit -2147483648. . 2147483647 знак. 32 -bit 0. . 4294967295 без знака 64 -bit -263. . 263 -1 знаковый 64 -bit 0. . 255 без знака 8 -bit 0. . 65535 без знака 16 -bit 0. . 4294967295 без знака 32 -bit формат Простые типы данных

тип диапазон знач. Real 48 Single Double Extended 5. 0 x 10 -324. . 1. 7 x 10308 15 -16 2. 9 x 10 -39. . 1. 7 x 1038 11 -12 1. 5 x 10 -45. . 3. 4 x 1038 7 -8 5. 0 x 10 -324. . 1. 7 x 10308 15 -16 3. 6 x 10 -4951. . 1. 1 x 104932 19 -20 цифр Comp – 9223372036854775808. . 9223372036854775807 19– 20 Currency – 922337203685477. 5808. . 922337203685477. 5807 19– 20 Вещественные типы байт 8 6 4 8 10 8 8

Символьные типы применяются для описания данных, значением которых является буква, цифра, знак препинания и другие символы. Существуют два фундаментальных символьных типа данных: Ansi. Char и Wide. Char. Они соответствуют двум различным системам кодировки символов. Данные типа Ansi. Char занимают один байт памяти и кодируют один из 256 возможных символов расширенной кодовой таблицы ANSI, в то время как данные типа Wide. Char занимают два байта памяти и кодируют один из 65536 символов кодовой таблицы Unicode. Кодовая таблица Unicode - это стандарт двухбайтовой кодировки символов. Первые 256 символов таблицы Unicode соответствуют таблице ANSI, поэтому тип данных Ansi. Char можно рассматривать как подмножество Wide. Char Символьный тип

Фундаментальные типы данных: Тип данных Объем памяти (байт) Ansi. Char 1 Wide. Char 2 Обобщенный тип данных: Тип данных Объем памяти (байт) Char 1 (но может стать эквивалентом wide) Логический тип данных Var good_file: boolean; Булевские типы данных Byte. Bool, Word. Bool и Long. Bool введены в язык Delphi специально для совместимости с другими языками, в частности с языками C и C++. Все булевские типы данных совместимы друг с другом. Символьный и логический тип данных

Пример. Описание константы и переменной символьного типа. const ch_p=’a’; //символьные константы ch_l: char=’f’; ch_k: wide. Char=’ 5’; var ch_l: char; //символьная переменная В программе значения переменных и констант символьных типов заключаются в апострофы (не путать с кавычками!), например: Symbol: = "A"; // Symbol присваивается буква A Пример символьных типов данных

Строки – динамический массив символов. String – длина не более 256 символов. Wide. String - длина более 256 символов. Информация считается строкой, если она закрыта в одинарные кавычки: ‘Mary It Bread’ – строка « Mary It Bread’ – не строка Пример. Определить константу и переменную строкового типа. Const С_wether=’Холодно…’; Var s 1: C_wether; s 2: string; Строковый тип данных

Перечисляемый тип. Перечисляемый тип данных представляет собой список значений, которые может принимать переменная этого типа. Каждому значению поставлен в соответствие идентификатор, используемый в программе для указания этого значения. Пример. type TColors = (red, white, blue); TMonth=(jnu, feb, mar, april, may, jun, jul, Agu, sep, oct, nov, dec); TDirection = (North, South, East, West); var Month: TMonth; Direction: TDirection; begin Direction: = North; end. Перечислимый тип данных

На самом деле за идентификаторами значений перечисляемого типа стоят целочисленные константы. По умолчанию, первая константа равна 0, вторая - 1 и т. д. Существует возможность явно назначить значения идентификатор type TSize. Unit = (Byte = 1, Kilobyte = 1024 * Byte, Megabyte = Kilobyte * 1024, Gigabyte = Megabyte * 1024); Максимальная мощность перечисляемого типа составляет 65536 значений, поэтому фактически перечисляемый тип задает некоторое подмножество целого типа word и может рассматриваться как компактное объявление сразу группы целочисленных констант со значениями 0, 1 и т. д.

Интервальные типы данных Интервальный тип данных задается двумя константами, ограничивающими диапазон значений для переменных данного типа. Обе константы должны принадлежать одному из стандартных порядковых типов (но не вещественному и не строковому). Пример: type TDigit = 0. . 9; digit = "0". . "9"; dig 2 = 48. . 57; var Digit: TDigit; month: 1. . 12; begin Digit: = 5; Digit: = 10; // Ошибка! Выход за границы диапазона End; Интервальный или тип-диапазон.

Различие между таким способом создания типа и обычным (без слова type) проявится при изучении массивов, записей и классов. Забежим вперед и приведем пример: type TType 1 = array of Integer; TType 2 = type TType 1; var A: TType 1; B: TType 2; begin B: = A; // Ошибка! end. В примере переменные A и B оказываются несовместимы друг с другом из-за слова type в описании типа TType 2. Если же переменные A и B принадлежат простым типам данных, то оператор присваивания будет работать. Специальные типы данных

Массив - это составной тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов одного и того же типа. Для описания массива предназначено словосочетание array of. После слова array в квадратных скобках записываются границы массива, а после слова of - тип элементов массива: Type TStates = array of string; TCoordinates = array of Integer; const Coordinates: TCoordinates = (10, 20, 5); { 3 integers } var States: TStates; { 50 strings } Symbols: array of Char; { 81 characters – без определения типа} Чтобы получить доступ к отдельному элементу массива, нужно в квадратных скобках указать его индекс, например Symbols: =‘ё’; Обратите внимание, что инициализация элементов массива происходит в круглых скобках через запятую. Массивы

Объявленные выше массивы являются одномерными, так как имеют только один индекс. Одномерные массивы обычно используются для представления линейной последовательности элементов. Если при описании массива задано два индекса, массив называется двумерным, если n индексов - n-мерным. Двумерные массивы используются для представления таблицы, а n-мерные - для представления пространств. Вот пример объявления таблицы, состоящей из 5 колонок и 20 строк: var Table: array of array of Double; То же самое можно записать в более компактном виде: var Table: array of Double; Чтобы получить доступ к отдельному элементу многомерного массива, нужно указать значение каждого индекса, например Table или в более компактной записи Многомерные массивы Table

Пример. Описание двухмерного динамического массива элементов типа byte в переменной сon. var сon: array of byte; Пример. Многомерные массивы. var Mbon: array of byte; //четырехмерный Type Tmy_mas= array of byte; //тип – двухмерный массив var Mbon 1: array of Tmy_mas; //четырехмерный (двухмерный массив двухмерных массивов) C: array of Real; //трехмерный динамический массив Mbon – элемент массива Мbon Mbon 1 – элемент массива Мbon 1 С - // первый элемент динамического массива Примеры динамических массивов

Множество - это составной тип данных для представления набора некоторых элементов как единого целого. Область значений множества - набор всевозможных подмножеств, составленных из его элементов. Все элементы множества должны принадлежать однобайтовому порядковому типу – базовому типу. Для описания множественного типа используется словосочетание set of, после которого записывается базовый тип множества: type TLetters = set of "A". . "Z"; var Letters: TLetters; Symbols: set of Char; В выражениях значения элементов множества указываются в квадратных скобках: , , ["A", "B", "C"]. Если множество не имеет элементов, оно называется пустым: . Пример: const Vowels: TLetters = ["A", "E", "I", "O", "U"]; Begin Letters: = ["A", "B", "C"]; Symbols: = ; { пустое множество } End. Количество элементов множества называется мощностью. Мощность множества в языке Delphi не может превышать 256. Множества

Src="https://сайт/presentation/20070619_133096976/image-25.jpg" alt="При работе с множествами допускается использование операций отношения (=, , >=, При работе с множествами допускается использование операций отношения (=, >=,). Два множества считаются равными, если они состоят из одних и тех же элементов. Порядок следования элементов в сравниваемых множествах значения не имеет. Два множества A и B считаются не равными, если они отличаются по мощности или по значению хотя бы одного элемента. Выражение Результат True = True = True = True Операции принадлежности (>=, = B равно True, если все элементы множества B содержатся в множестве A. Выражение A

Операция in. Используется для проверки принадлежности элемента указанному множеству. Обычно применяется в условных операторах. 5 in = True 5 in = False Операция in позволяет эффективно и наглядно выполнять сложные проверки условий, заменяя иногда десятки других операций. Например, оператор if (X = 1) or (X = 2) or (X = 3) or (X = 5) or (X = 7) then можно заменить более коротким: if X in then Операцию in иногда пытаются записать с отрицанием: X not in S. Такая запись является ошибочной, так как две операции следуют подряд. Правильная запись имеет вид: not (X in S). Операция вхождения in

Объединение множеств (+). Объединением двух множеств является третье множество, содержащее элементы обоих множеств. + = + = Пересечение множеств (*). Пересечение двух множеств - это третье множество, которое содержит элементы, входящие одновременно в оба множества. * = * = Разность множеств (–). Разностью двух множеств является третье множество, которое содержит элементы первого множества, не входящие во второе множество. – = – = В язык Delphi введены две стандартные процедуры Include и Exclude, которые предназначены для работы с множествами. Процедура Include(S, I) включает в множество S элемент I. Процедура Exclude(S, I) исключает из множества S элемент I. Они дублирует операцию –/+ с той лишь разницей, что работают с одним элементом и делают это более эффективно. Объединение, пересечение, разность

О чём не пишут в книгах по Delphi Григорьев А. Б.

3.2.2. Вещественные типы Delphi

В Delphi существует четыре вещественных типа: Single , Double , Extended и Real . Их общий формат одинаков (рис. 3.1, а).

Знак - это всегда один бит. Он равен нулю для положительных чисел и единице для отрицательных. Что же касается размеров мантиссы и экспоненты, то именно в них и заключается различие между типами.

Прежде чем перейти к конкретным цифрам, рассмотрим подробнее тип Real , сделав для этого небольшой экскурс в историю. Real - это стандартный тип языка Паскаль, присутствовавший там изначально. Когда создавался Паскаль, процессоры еще не имели встроенной поддержки вещественных чисел, поэтому все операции с данными типа Real сводились к операциям с целыми числами. Соответственно, размер полей в типе Real был подобран так, чтобы оптимизировать эти операции.

а) общий вид вещественного числа

б) Двоичное представление числа типа Single

Рис. 3.1. Хранение вещественного числа в памяти

Микропроцессор Intel 8086/88 и его улучшенные варианты - 80286 и 80386 - также не имели аппаратной поддержки вещественных чисел. Но у систем на базе этих процессоров была возможность подключения так называемого сопроцессора. Эта микросхема работала с памятью через шины основного процессора и обеспечивала аппаратную поддержку вещественных чисел. В системах средней руки гнездо сопроцессора обычно было пустым, т. к. это уменьшало цену (разумеется, вставить туда сопроцессор не было проблемой). Для каждого центрального процессора выпускались свои сопроцессоры, маркировавшиеся Intel 8087, 80287 и 80387 соответственно. Были даже сопроцессоры, выпускаемые другими фирмами. Они работали быстрее, чем сопроцессоры Intel, но появлялись на рынке позже. Тип вещественных чисел, поддерживаемый сопроцессорами, не совпадает с Real . Он определяется стандартом IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers).

Чтобы обеспечить в своих системах поддержку типов IEEE, Borland вводит в Turbo Pascal типы Single , Double и Extended . Extended - это основной для сопроцессора тип, a Single и Double получаются из него очень простым усечением. Система команд сопроцессора допускает работу с этими типами: при загрузке числа типа Single или Double во внутренний регистр сопроцессора последний конвертирует их в Extended . Напротив, при выгрузке чисел этих типов из регистра в память сопроцессор усекает их до нужного размера. Внутренние же операции всегда выполняются с данными типа Extended (впрочем, из этого правила есть исключение, на котором мы остановимся позже, после детального рассмотрения формата различных типов). Single и Double позволяют экономить память. Ни один из них также не совпадает с типом Real . В системах с сопроцессорами новые типы обрабатываются заметно (в 2–3 раза) быстрее, чем Real (это с учетом того, что тип Real после соответствующего преобразования также обрабатывался сопроцессором; если же сравнивать обработку типа Extended на машине с сопроцессором и Real на машине без сопроцессора, то там на отдельных операциях достигалась разница в скорости примерно в 100 раз). Чтобы программы с этими типами можно было выполнять и в системах без сопроцессора, была предусмотрена возможность подключать к ним программный эмулятор сопроцессора. Обработка этих типов эмулятором была медленнее, чем обработка Real .

Начиная с 486-й серии Intel берет курс на интеграцию процессора и сопроцессора в одной микросхеме. Процент брака в микросхемах слишком велик, поэтому Intel идет на хитрость: если у микросхемы брак только в сопроцессорной части, то на этом кристалле прожигаются перемычки, блокирующие сопроцессор, и микросхема продается как процессор 80486SX, не имеющий встроенного сопроцессора (в отличие от полноценной версии, которую назвали 80486DX). Бывали и обратные ситуации, когда сопроцессор повреждений не имел, зато процессор был неработоспособен. Такие микросхемы превращали в "сопроцессор 80487". Но это уже из области экзотики, и, по имеющейся у нас информации, до России такой сопроцессор не дошел.

Процессор Pentium во всех своих вариантах имел встроенный блок вычислений с плавающей точкой (FPU - Floating Point Unit), и отдельный сопроцессор ему не требовался. Таким образом, с приходом этого процессора тип Real остался только для обратной совместимости, а на передний план вышли типы Single , Double и Extended . Начиная с Delphi 4, тип Real становится синонимом типа Double , а старый 6-байтный тип получает название Real48 .

Примечание

Существует директива компилятора {$REALCOMPATIBILITY ON/OFF} , при включении которой (по умолчанию она отключена) Real становится синонимом Real48 , а не Double .

Размеры полей для различных вещественных типов указаны в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Размеры полей в вещественных типах

Тип Размер типа, байты Размер мантиссы, биты Размер экспоненты, биты
Single 4 23 8
Double 8 52 11
Extended 10 64 15
Real 6 40 7

Другие параметры вещественных типов, такие как диапазон и точность, можно найти в справке Delphi.

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями, ссылочные типы и оператор присваивания Теперь изучите следующий метод Main() и рассмотрите его вывод, показанный на рис. 3.12.static void Main(string args) { Console.WriteLine("*** Типы, характеризуемые значением / Ссылочные типы ***"); Console.WriteLine(-› Создание p1"); MyPoint

Из книги Советы по Delphi. Версия 1.0.6 автора Озеров Валентин

Типы, характеризуемые значениями и содержащие ссылочные типы Теперь, когда вы чувствуете разницу между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами, давайте рассмотрим более сложный пример. Предположим, что имеется следующий ссылочный тип (класс),

Из книги Интернет решения от доктора Боба автора Сворт Боб

Типы, характеризуемые значениями, и ссылочные типы: заключительные замечания Чтобы завершить обсуждение данной темы, изучите информацию табл. 3.8, в которой приводится краткая сводка основных отличий между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами.Таблица

Из книги Delphi. Трюки и эффекты автора Чиртик Александр Анатольевич

Из книги Фундаментальные алгоритмы и структуры данных в Delphi автора Бакнелл Джулиан М.

1.3.3. Delphi и CGI В данной главе я расскажу, как написать простое Дельфи CGI приложение, без использования Web Modules или других Client/Server модулей.Во первых аббревиатура CGI означает Common Gateway Interface, и это только имя для передачи информации от клиента серверу. На клиентской стороне это

Из книги Мир InterBase. Архитектура, администрирование и разработка приложений баз данных в InterBase/FireBird/Yaffil автора Ковязин Алексей Николаевич

2.1.1. Delphi и HTML Мой главный инструмент разработчики это Дельфи, и мы напишем Delphi Database HTML Expert в данной главе. Дельфи позволяет подсоединяться практически к базе данных любого формата. С помощью BDE к Парадоксу и dBASE, с помощью ODBC например к Access, и с помощью SQL Links к большим DBMS типа

Из книги Виртуальная библиотека Delphi автора

9.3. Использование OLE в Delphi Как и многие современные среды программирования, Delphi поддерживает возможность автоматизированной разработки приложений, работающих с различными СОМ-сервисами или серверами. Для более глубокого понимания принципов работы приложений,

Из книги Описание языка PascalABC.NET автора Коллектив РуБоард

Типы массивов в Delphi В Delphi имеется три типа поддерживаемых языком массивов. Первый - стандартный массив, который объявляется с помощью ключевого слова array. Второй тип был впервые введен в Delphi 4 в качестве имитации того, что было давным-давно доступно в Visual Basic, - динамический

Из книги Язык программирования ABC PASCAL автора Цветков Александр Станиславович

Вещественные типы данных К вещественным типам (их еще называют типами чисел с плавающей точкой) относятся FLOAT и DOUBLE PRECISION. Сразу следует предостеречь читателя от использования типа FLOAT - его точность недостаточна для хранения большинства дробных значений. Особенно не

Из книги автора

Вопросы по Delphi 2.0 Что нового в Delphi 2.0 по сравнения с Delphi 1.0? Выпущенная в феврале 1995 года версия Delphi 1.0 стала первым инструментом для Windows, комбинирующим оптимизирующий компилятор, механизмы визуальной разработки Two-Way-Tools и масштабируемую архитектуру обработки баз данных.

Из книги автора

Что нового в Delphi 2.0 по сравнения с Delphi 1.0? Выпущенная в феврале 1995 года версия Delphi 1.0 стала первым инструментом для Windows, комбинирующим оптимизирующий компилятор, механизмы визуальной разработки Two-Way-Tools и масштабируемую архитектуру обработки баз данных. Сегодня сотни

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Вещественные типы Ниже приводится таблица вещественных типов, содержащая их размер, количество значащих цифр и диапазон допустимых значений: Тип Размер, байт Количество значащих цифр Диапазон значений real 8 15-16 -1.8?10308 .. 1.8?10308 double 8 15-16 -1.8?10308 ..

К встроенным типам данных в языке Delphi относятся типы целые, действительные, символы, строки, указатели, булевы.

Порядковые типы. Порядковыми (ordinal) типами называются те, в которых значения упорядочены, и для каждого из них можно указать предшествующее и последующее значения.

Структурные типы. К структурным типам относятся множества, массивы, записи, файлы, классы, интерфейсы.

Целые типы данных. В переменных целых типов информация представляется в виде целых чисел, т.е. чисел не имеющих дробной части.

Таблица 1 Операции над порядковыми типами

Операция

Описание

Минимальное значение порядкового типа Т

Максимальное значение порядкового типа Т

Порядковый номер значения выражения порядкового типа. Для целого выражения - просто его значение. Для остальных порядковых типов Ord возвращает физическое представление результата выражения, трактуемое как целое число. Возвращаемое значение всегда принадлежит одному из целых типов

Предыдущее по порядку значение. Для целых выражений эквивалентно Х-1

Следующее по порядку значение. Для целых выражений эквивалентно Х+1

Уменьшает значение переменной на 1. Эквивалентно V:= Pred(V)

Увеличивает значение переменной на 1. Эквивалентно V:= Succ(V)

Таблица 2

Диапазон значений

2147483648 -- 2147483647

8 битов, беззнаковый

16 битов, беззнаковый

32 бита, беззнаковый

Также существует такой тип, как Integer, который эквивалентен типу LongInt. Его диапазон от -2147483648 до 21474836478. Занимает 4 байта в пямяти. Основными являются Integer и Cardinal, так что в большинстве случаев желательно использовать эти типы.

Над целыми данными выполняются все операции, определенные для порядковых типов. Операции над целыми типами:

Таблица 3

Действительные типы данных. В переменных действительных типов содержатся числа, состоящие из целой и дробной частей.

Таблица 4

Основным, обеспечивающим максимальную производительность, является тип Real, который в настоящий момент эквивалентен типу Double.

Таблица 5 Функции действительных типов

Возвращаемое значение

Абсолютная величина х

Арктангенс х

Косинус х (х выражается в радианах, а не в градусах)

Экспоненциальная функция от х

Дробная часть х

Целая часть х. Несмотря на название, возвращает действительное значение (с плавающей запятой), т.е. просто устанавливает нуль в дробной части

Натуральный логарифм от х

Число Пи (3.1416...)

Ближайшее к х целое значение. Возвращает значение целого типа. Условие "ближайшее к х" не работает, если верхнее и нижнее значения оказываются равноудаленными (например, если дробная часть точно равна 0,5). В этих случаях Delphi перекладывает решение на операционную систему. Обычно процессоры Intel решают эту задачу в соответствии с рекомендацией IEEE округлять в сторону ближайшего четного целого числа. Иногда такой подход называют "банкирским округлением"

Квадрат х, т.е. X*X

Квадратный корень от х

Целая часть х. В отличие от Int, возвращающей

Символьные типы данных. Символьные типы предназначены для хранения одного символа.

Таблица 6

Булевы типы данных. Переменные булевых типов данных представляют логические значения, например, true (истина) и false (ложь).

Таблица 7 Размеры переменных булевых типов

2 байт (объем Word)

4 байт (объем Longint)

Массив -- это структура данных, представляющая собой набор переменных одинакового типа, имеющих общее имя. Массивы удобно использовать для хранения однородной по своей природе информации, например, таблиц и списков.

Объявление массива

Массив, как и любая переменная программы, перед использованием должен быть объявлен в разделе объявления переменных. В общем виде инструкция объявления массива выгладит следующим образом:

Имя: [нижний_индекс..верхний_индекс] of тип

где: имя -- имя массива;

array -- зарезервированное слово языка Delphi, обозначающее, что объявляемое имя является именем массива;

нижний_индекс и верхний_индекс -- целые константы, определяющие диапазон изменения индекса элементов массива и, неявно, количество элементов (размер) массива;

тип -- тип элементов массива.

Данные в компьютере можно рассматривать как ячейки памяти, имеющие свои имена (идентификаторы). Все данные в программе на языке Delphi должны быть описаны до их первого использования. И компилятор следит, чтобы в программе они использовались в соответствии с этим описанием, что позволяет избежать ошибок.

Любая величина в Delphi может быть постоянной или переменной. Её имя (идентификатор) может состоять из комбинации латинских букв, цифр и знака подчёркивания, и начинаться не с цифры. При этом регистр символов значения не имеет.

Место описания данных в программе - вне логических блоков begin / end . В модуле перед ключевым словом implementation есть блок описания:

var
Form1: TForm1;

Именно здесь, начиная со следующей строки, удобно объявлять глобальные переменные и константы. Как видим, одна (Form1) уже есть!

Команда объявления переменных в языке Delphi :

var имя_переменной : тип_переменной ;

Слово var - ключевое. Именем может быть любой идентификатор, если он не был описан ранее и не является одним из ключевых или зарезервированных слов языка Delphi . Если нужно описать несколько переменных одного типа, то их перечисляют, отделяя запятой:

var A, B, C : Integer;

Если несколько описаний следуют друг за другом, то ключевое слово var повторно можно не указывать:

var A, B : Integer;
C, D : String;

Постоянную величину иначе называют константой . Конечно, в программе можно использовать числа и строки непосредственно: 3.1415 или "Это значение числа пи" , но иногда удобнее присвоить их идентификатору. Описание констант аналогично описанию переменных, но используется ключевое слово const , за именем идентификатора следует тип, затем знак равенства и его значение. Причём тип константы допускается не указывать:

const pi= 3.1415 ;
ZnakPi : String = "Это значение числа пи" ;

К слову, константа Pi встроенная в Delphi, то есть для того чтобы использовать в Delphi число 3,1415... в расчётах, нужно просто присвоить встроенную константу Pi переменной типа Real или просто использовать непосредственно в выражениях.

Теперь пришло время узнать о типах данных, используемых в Delphi . Прежде всего это строки и числа.

Строкой называется последовательность символов, заключённая в одиночные кавычки:
"это текстовая строка" Если текст должен содержать сам символ кавычки, то его надо повторить дважды:
"это "" - символ одиночной кавычки" Строка может быть и пустой, не содержащей символов. Тогда она состоит из двух идущих друг за другом без пробела кавычек. Естественно, строка может состоять и только из одних пробелов.
Самый популярный строковый тип - String . Строка типа String может содержать переменное количество символов объёмом до 2 Гбайт. Если нужно ограничить размер строки фиксированным значением, то после ключевого слова String в квадратных скобках указывается число, определяющее количество символов в строке: String . Более полно работа со строками Delphi описывается далее.
Одиночный символ имеет тип Char и записывается в виде знака в одиночных кавычках: "a" . Есть символы, которые на экране отобразить невозможно, например, символ конца строки (равен #13), символ переноса строки (равен #10). Такие символы записываются в виде их числового кода (в кодировке ANSI ), перед которым стоит знак # . Например, #0 .
Наконец, существуют так называемые нуль-терминированные строки. Отсчёт символов в таких строках начинается с нуля, а заканчивается символом с кодом 0 (#0 ). Такие строки имеют тип PChar .

Числа бывают целые и дробные .
В следующей таблице перечислены стандартные типы целых чисел и соответствующие им дипазоны допустимых значений.

Дробные числа имеют дробную часть, отделяемую десятичной точкой. Допускается использование символа e (или E ), за которым следует число, указывающее, что левую часть нужно умножить на 10 в соответствующей степени: 5e25 - пять умножить на десять в двадцать пятой степени.
Ниже приведены стандартные типы дробных чисел и соответствующие им диапазоны допустимых значений. Для большинства типов указан диапазон положительных значений, однако допустимым является аналогичный диапазон отрицательных значений, а также число 0 .

Следующим типом данных является логический Boolean , состоящий всего из двух значений: True (Истина) и False (Ложь). При этом True > False .

Теперь, используя компоненты, их свойства и события, вводя собственные переменные, можно конструировать программы, содержащие вычисления. Осталось узнать, как вычисленное значение вывести на экран.
Про консольные программы я здесь не говорю ! А в нормальных оконных Windows-приложениях это значение нужно поместить в какой-нибудь компонент, имеющий свойства Text или Caption . Это, например, такие компоненты как Label и Edit , да и сама Форма имеет свойство Caption , куда тоже можно выводить информацию. Однако, в Delphi информацию перед выводом, как правило, необходимо преобразовывать. Так как присвоение возможно только между переменными одного типа, то такая программа (не пытайтесь её исполнять):

var A, B, C: Integer ;
begin
A:= 5 ;
B:= 10 ;
C:= A+B ;
Label1.Caption:= C ;
end ;

Вызовет ошибку, так как свойство Caption имеет текстовый тип String , а использованные переменные - цифровой тип Integer . Значит, нужно преобразовать значение переменной C в текстовый тип. Для этого есть встроенная функция IntToStr . Строка в нашей "программе", вызывавшая ошибку, должна выглядеть так:

Label1.Caption:= IntToStr(C) ;

Такая программа, кроме показа числа 15 , ни на что не способна. Мы должны научиться вводить в программу другие числа. Используем компоненты Edit . Введённые числа будут содержаться в свойстве Text этих компонентов. Расположим на форме два компонента Edit , один компонент Label и кнопку Button , по нажатию на которую и будем проводить вычисления. В компоненты Edit1 и Edit2 будем вводить числа для суммирования. Чтобы переместиться в редактор кода, щёлкнем дважды по нашей кнопке Button1. Мы попадём прямо в сформированную для нас средой Delphi заготовку обработчика нажатия на кнопку, непосредственно между операторами begin и end . Напишем такой простой код:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var A, B, C: Integer;//Не забудьте описание переменных
begin
//Начало кода:
A:= Edit1.Text;
B:= Edit2.Text;
C:= A+B;
Label1.Caption:= IntToStr(C);
//Конец кода
end ;

При попытке исполнить этот код Delphi покажет ошибки по аналогичной причине - переменные A и B имеют цифровой тип Integer , а свойство Text - текстовый тип String . Исправить ошибки поможет встроенная функция StrToInt , выполняющая обратное преобразование - текст в целое число. Операторы присвоения переменным A и B должны выглядеть так:

A:= StrToInt(Edit1.Text);
B:= StrToInt(Edit2.Text);

В данном случае переменные A, B, C использовались для наглядности. Можно обойтись одной строчкой:

Label1.Caption:=IntToStr(StrToInt(Edit1.Text)+StrToInt(Edit2.Text));

Аналогично, имеются функции и для преобразования в строку и обратно действительных чисел c плавающей (Float ing англ.) запятой, имеющих тип Real . Для преобразования в строку - FloatToStr , обратно - StrToFloat .
Часто результаты вычислений, имеющие тип Delphi Real , имеют после запятой длинный "хвост" цифр. При выводе такой переменной в текстовом виде необходимо ограничить количество цифр после запятой. Как это можно сделать, описывается также в Уроке Delphi

Понравилось? Лайкни нас на Facebook