Информационное обеспечение предпринимательской деятельности. Эффективность информатизации предпринимательской деятельности Информационные системы в предпринимательской деятельности

Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли информационной сферы, которая включает в себя многочисленные блоки разнообразной информации, сами информационные структуры, а также субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информационных ресурсов. Информационная сфера как системообразующий фактор жизни общества активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ.

Неправомерный доступ к коммерческой, банковской тайне может нанести организации значительный материальный ущерб, а также имиджевые издержки. Для того чтобы защитить себя от утечки информации, целесообразно в рамках предприятия разрабатывать локальные акты, которые могут называться по-разному: положения о конфиденциальной информации, перечни сведений, не подлежащие разглашению, и т.д. Работники должны быть ознакомлены с такими актами под расписку.

Для правильного понимания следует уточнить, что представляют собой объект и субъекты информационного обеспечения предпринимательства, какие функции выполняет организация системы информационного обеспечения на разных уровнях предприятия.

Во-первых, объект и субъекты системы информационного обеспечения предпринимательства тесно взаимосвязаны. Во-вторых, в качестве объекта системы информационного обеспечения в целом выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Конкретными же объектами информационного обеспечения являются информационные и иные ресурсы: финансовые, материально-технические, кадровые и др.

Можно выделить две группы осуществляющих информационное обеспечение предпринимательства субъектов: внешние и внутренние. К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные информационно обеспечивать всех без исключения законопослушных участников предпринимательских и иных отношений ; причем их деятельность не может полностью контролироваться самими предпринимателями (во всяком случае, в современной российской действительности). Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской активности в различных ее аспектах и гарантируют стабильность информационных отношений в интересах всех граждан страны.

Внутренние субъекты это лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите информационной безопасности данного конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные специалисты и консультанты, оказывающие информационные услуги в целях защиты предпринимательской деятельности.

Администрация предприятия осуществляет информационное обеспечение собственной деятельности на основе определенной стратегии и тактики.

Стратегия информационного обеспечения предпринимательства предполагает долгосрочный подход к достижению цели. Она должна включать прежде всего систему превентивных мер по защите конфиденциальной информации, реализуемую через регулярную, непрерывную работу структурных подразделений организации по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с документацией и т.п. Может быть выработана также стратегия реактивных мер, основанная на применении ситуационного подхода и реализуемая через систему мероприятий, специфических для данной ситуации.

Тактика информационного обеспечения предпринимательства включает применение определенных процедур и выполнение конкретных действий в целях противодействия возникающим угрозам. Такими действиями в зависимости от ситуации могут быть, например, принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление устных или письменных претензий контрагснту-нарушителю; обращение в правоохранительные органы или суд.

Итак, среди основных направлений по информационному обеспечению предпринимательства можно выделить:

  • – проведение проверок в структурных подразделениях предприятия и оказание практической помощи по вопросам информационного обеспечения их деятельности;
  • – организация и осуществление защиты конфиденциальной информации;
  • – разработка и внедрение локальных актов, например положения о коммерческой тайне;
  • – автоматизация информации по вопросам безопасности;
  • – постепенный переход подразделений на безбумажный (электронный) документооборот;
  • – проверка правил ведения закрытого делопроизводства;
  • – проверка работников на предмет соблюдения ими правил обеспечения информационной, экономической безопасности.

К организации информационного обеспечения предпринимательской деятельности предъявляются определенные требования, среди которых можно выделить следующие.

  • 1. Законность предполагает, что деятельность лиц, обеспечивающих информационную безопасность, должна носить законный характер, иначе весь защитный механизм может оказаться ненадежным по вине самого субъекта предпринимательской деятельности. В качестве неблагоприятных последствий возможны различного рода санкции правоохранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, шантаж со стороны криминальных структур и т.д.
  • 2. Комплексность , т.е. возможное взаимодействие всех подразделений предприятия в целях обеспечения необходимого уровня защиты, создания климата сотрудничества и доверия.
  • 3. Экономическая целесообразность , означающая, что в первую очередь следует организовывать информационную безопасность тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от незаконного их использования. В этом случае должны учитываться также финансовые возможности организации.
  • 4. Непрерывность , предполагающая, что функционирование комплексной системы обеспечения информационной безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно.
  • 5. Оперативность обеспечивается быстродействием специальных информационных служб и эффективностью проведенных мероприятий по доведению нужной информации по технологическим цепочкам, а также своевременным информированием администрации предприятия.
  • 6. Координация и подконтрольность системы обеспечения информационной безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности . Это необходимо, во-первых, для того, чтобы локальная система безопасности не оказалась сориентирована на решение узких задач, без учета интересов партнеров и других структурных подразделений; во-вторых, для правильной оценки эффективности системы информационного обеспечения предприятия и ее возможного совершенствования.

В рамках предприятия должна быть обеспечена организация службы информационной безопасности. Среди субъектов, обеспечивающих защиту информационной безопасности предпринимательской деятельности, наибольшее значение имеет служба собственной безопасности, конечно, при наличии у предпринимателей необходимых для этого финансовых средств. Можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предпринимателям при обеспечении информационной безопасности.

  • 1. Принятие решения о создании системы обеспечения информационной безопасности предприятия. Данный вопрос должен возникнуть в момент принятия решения об организации юридической фирмы в зависимости от выбираемого вида деятельности, характера предполагаемых услуг, использования частной информации, количества работников и т.д. На общем собрании учредителям заранее необходимо предусмотреть возможность создания специальной службы и распределить обязанности. После государственной регистрации организации руководителями принимается окончательное решение, определяются ответственные лица, которые будут непосредственно заниматься организацией службы информационной безопасности.
  • 2. Определение общих задач по обеспечению информационной безопасности предприятия. Сюда входят определение предполагаемых угроз, их предупреждение, установление конкретных объектов защиты (информация, компьютерные системы, ключи доступа, безопасность помещений).
  • 3. Разработка положения об обеспечении информационной безопасности предприятия, определение структуры и кадрового состава лиц, занимающихся данной работой.
  • 4. Подбор и расстановка кадров. Работниками службы информационной безопасности могут быть люди, имеющие специальные навыки и умеющие работать с информационными технологиями. Важным и ключевым условием является именно профессиональная подготовка. На практике принято отдавать предпочтение бывшим работникам правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, прокуратуры) с соответствующим опытом работы.
  • 5. Непосредственная организация и функционирование службы информационной безопасности предприятия. Работа структурного подразделения по информационной безопасности регламентируется целым рядом локальных актов, которые следует разработать в рамках предприятия. Лицам, обеспечивающим информационную безопасность, запрещается оказывать иные услуги, не связанные с работой собственного предприятия. В процессе деятельности значительную роль играет умелая расстановка кадров, распределение прав и обязанностей. Важным фактором является гибкая система стимулирования работников службы. Финансирование обычно осуществляется из прибыли. Экономия средств, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.
  • 6. Контроль над деятельностью по обеспечению информационной безопасности. Для поддержания высокого уровня производственной дисциплины, а также эффективного противодействия различным взломам и информационным атакам необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов данной деятельности. Для этого осуществляются:
    • – регулярные текущие отчеты работников, занимающихся обеспечением информационной безопасности, перед руководством предприятия;
    • – внеплановые отчеты по защите от конкретных угроз и о принятых организационных и технических мерах;
    • – анализ отчетов и формирование позиции руководства относительно эффективности системы информационной безопасности предприятия. Важным элементом поддержания высокого уровня защиты является совершенствование деловых навыков работников, занятых обеспечением информационной безопасности, что достигается постоянным повышением их квалификации и переподготовкой (не реже чем каждые три года).

Основной задачей информационного обеспечения (сервиса), является предоставление покупателю (пользователю) интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. При этом данные определяются как события, записи или инструкции, представленные в любой форме, выражающие любую информацию и поддающиеся компьютерной обработке.

Совокупность данных, сформулированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет собой информационный продукт, или продукт информационной деятельности. Таким образом, информационный продукт отражает информационную модель производителя, в которой воплощены, в первую очередь, его собственные представления о некоторой области запросов покупателя. Однако ценность информационного продукта для покупателей (пользователей), а, следовательно, и коммерческий успех производителя (пользователя) зависят от того, насколько он сможет удовлетворить потребности покупателей.

Несовпадения информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользователю нужны данные в другом объеме и другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. Устранение этого несовпадения реализуется посредством информационной услуги.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле под информационными услугами понимаются услуги, получаемые с помощью вычислительной техники на основе новых информационных технологий.

Новые информационные технологии - технологии компьютерной обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств. Новые информационные технологии, в отличие от традиционных, предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не только ознакомиться с содержанием компьютерной информации, но и получить информацию (документ) в объеме и формате, которые адекватны именно его потребностям.

Новые информационные технологии ориентированы на автоматизированные банки данных (АБД) - системы специальным образом организованных данных, программных, технических, языковых и организационно - методических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования этих данных.

Основными особенностями данной технологии являются:

предоставление пользователю только информационных услуг, а не информационных продуктов, в результате чего он получает (а часто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;

высокая скорость получения информации;

относительно развитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получать информацию, но и, при необходимости, осуществлять ее графическую, научную и экономическую обработку.

Основными отличиями информационного ресурса общества от других видов национальных ресурсов состоит, в следующем:

во-первых, информатизация экономики, непосредственно влияя на рост социально-экономических показателей и повышение эффективности общественного производства, в качестве основного ресурса имеет информацию, которая не всегда может быть представлена в материально-вещественной форме, как другие традиционные виды ресурсов. Это касается, прежде всего, различных видов незапатентованной информации, "ноу-хау", знаний, которые не опубликованы и передаются в процессе повышения квалификации специалистов, их подготовки и переподготовки;

во-вторых, информационный ресурс, отвечающий современным требованиям развития общественного производства и организованный в соответствии с последними достижениями науки и техники, способствует формированию прогрессивной структуры экономики, развитию межотраслевых и территориальных связей между производителями, сбытовыми организациями и потребителями, упрощая эти взаимосвязи, оптимизируя их, что в конечном счете позволяет приблизить структуру национальной экономики к современным общемировым стандартам;

в-третьих, информационный ресурс представляет собой базу для интеллектуального развития трудовых ресурсов общественного производства, для качественного их совершенствования, формируя при этом новое, более грамотное поколение людей с высоким образовательным и культурным уровнем развития.

Постепенно информационный ресурс включается в сферу товарно-денежных отношений, что является одной из наиболее характерных черт современного информационного комплекса экономики. При этом формы присвоения информации сочетаются со способами ее отчуждения от первоначального обладателя. Информация становится доступной все большему количеству субъектов общественно-экономической системы, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В целом, общедоступность информационного ресурса следует расценивать как положительный результат общественного развития. Однако отдельные виды информации, по-прежнему, должны защищаться государством и носить строго конфиденциальный характер. Основой "информационного общества" является информационный бизнес. Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности совместно с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т.д., а с другой стороны, является самостоятельной сферой бизнеса.

Информатизация и предпринимательство взаимосвязаны, взаимосвязь происходит, через бизнес-коммуникации (биржи, банки, компьютерные сети, рекламу и т.д.), которые объединяют отдельные локальные предпринимательские структуры между собой и мировым бизнесом.

Бизнес-коммуникации, или связи в бизнесе играют важнейшую роль в развитии предпринимательства.

Бизнес-коммуникации - это взаимодействие субъектов системы информатизации в процессе решения задач предпринимательства. Под взаимодействием понимается общение на основе информации.

Данное определение более точно отражает процесс, происходящий в условиях перехода к рыночным отношениям предпринимательских структур по сравнению с другими определениями, которые характеризуют сущность коммуникаций как процесс передачи информации.

Коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией и ее смысловым значением между двумя и более людьми.

В концепции информатизации предпринимательства важная роль отводится системному подходу в определении цели и функций предприятия.

Рассмотрим предприятие как систему обработки информации, которая производит два вида продукции: информация (данные, документы и т.д.) и решения (оперативные и стратегические).

Производственный процесс данной фирмы может включать перекомпоновку информации, объединение данной информации с другой, накопление информации. К фирмам, основным видам продукции которых является информация, можно отнести финансово-бухгалтерские подразделения, издательства, рекламные конторы и т.п. Однако следует отметить, что глобальная информатизация бизнеса так или иначе модифицирует все фирмы и подразделения в информационные системы. Инженерные подразделения, конструкторские бюро, отделы кадров, отделы снабжения вырабатывают как информацию, так и решения.

В основу классификации задач можно, например, положить степень их сложности.

Наиболее простые задачи образуют класс полностью формализованных (или хорошо структурированных) процедур.

К таким задачам относятся: учет и контроль, оформление документов, их тиражирование и рассылка и т.п. Следует отметить, что подобного рода задачи в настоящее время решаются и автоматизированными информационными системами ("Бухгалтерский учет", "Подготовка производства", "Складской учет", "Кадровая система" и т.п.).

Второй класс задач составляют слабо структурированные задачи, содержащие неизвестные или количественно не оцениваемые параметры. Для этих задач характерно отсутствие методов решения на основе непосредственных преобразований данных. В ряде случаев на основе теории нечетких множеств и приложений этой теории удается построить формальные схемы решений.

Третий класс задач содержит неформализуемые процедуры, базирующиеся на неструктурированной информации, которая определяется высокой степенью неопределенности. К таким задачам относится большинство проблем прогнозирования, стратегического планирования и т.п.

Анализ распределения времени решения задач показывает большой объем информационной составляющей в деятельности бизнесмена. В этой ситуации применение новых информационных технологий (текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных, компьютерных сетей, экспертных систем, мультимедиа, АРМ, электронных офисов и т.д.), позволяющих повысить эффективность работы, не вызывает сомнений.

Следует при этом отметить, что для формирования информационного комплекса необходимы соответствующие условия и предпосылки. Прежде всего, это касается экономических и материально-технических предпосылок, отсутствие которых не позволяет финансово - неустойчивым предприятиям в полной мере и на должном уровне использовать все преимущества информационного продукта и услуг.

Другой немаловажной предпосылкой развития информационного комплекса является, обеспеченность высококвалифицированными трудовыми ресурсами для создания информационного продукта.

Немаловажную роль при создании условий развития информационного комплекса играет наличие адекватной законодательной основы. Как свидетельствует мировой опыт, информационное общество обязательно должно быть правовым обществом.

Следует отметить тот факт, что отечественная законодательная база в сфере "информационного права" требует значительного совершенствования. В настоящее время пакет правовых документов, регламентирующих проблемы интеллектуальной собственности, включает в себя законодательные акты по промышленной собственности на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, а также по авторскому праву на литературные, музыкальные и художественные произведения. Особенно слабо проработанной остается правовая основа защиты прав интеллектуальной собственности, и в частности, в сфере информационных продуктов и услуг. Несмотря на то, что отечественное информационное право постепенно совершенствуется и углубляется, сфера его регулирования распространяется в основном на программы, используемые в электронных системах.

Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:

предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель);

правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);

специально оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

Предпринимательская информация, циркулирующая в рыночно-конкурентной сфере деятельности, подразделяется на техническую, организационную, коммерческую, финансовую, рекламную, о спросе -предложении, конкурентах, криминальной обстановке и др. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо уточнить следующие вопросы:

какие сведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним;

какие сведения невыгодно скрывать;

какие сведения подлежат охране.

Ответ на первый вопрос дало российское правительство в своем постановлении "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". К ним относятся:

организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);

сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий).

Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, прежде всего, рекламной информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции. Практически реклама широко начинает входить в нашу жизнь.

К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя и на них не распространяется законный доступ третьих лиц.

При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями (свойствами), как полезность, своевременность и достоверность поступивших сведений.

Для предпринимателя также важны специализированные информационные службы, позволяющие решить конкретную задачу в целом. Их отсутствие сегодня - основной изъян информационного обеспечения предпринимательской среды в России. Например, для большинства российских предпринимателей актуальна задача поиска надежного партнера. Технология анализа экономической информации включает:

проверку адресных данных и личности партнера, предложившего сделку;

установление возраста компании и показателей объема производства (для российского рынка анализ этой информации затруднено по объективным причинам);

проверку информации об участии фирмы в конфликтах, судебных процессах, а также о штрафах, закладных и прочих долговых обязательствах. На Западе такая информация, как правило, является открытой и может быть получена из общедоступных источников;

изучение кредитной истории фирмы, исполнения платежей.

Подобной методикой пользуются практически все компании, специализирующиеся на предоставлении кредитной информации, в том числе старейшая и крупнейшая информационная корпорация в мире Dun & Bradstreet. Ее технология сбора, обработки и подачи информации является фирменным ноу-хау и рекомендована ООН как международный стандарт. Помимо вышеуказанных сведений бизнес-справка фирмы включает в себя специально разработанный рейтинговый коэффициент, индекс платежеспособности, общую оценку состояния компании, на которую пришел запрос, а также сумму максимально рекомендованного кредита, который можно предоставить ей без большого риска. Реальная потребность в достоверной информации о финансовом и материальном положении западных партнеров определила спрос на эти услуги и появление специализированных как зарубежных, так и отечественных фирм.

Например, совместное предприятие РУСС-ИГ оказывает следующий перечень услуг: предоставление коммерческой справки о фирме; подбор экономических партнеров в западных странах по видам деятельности; юридические и экономические консультации по западным странам; размещение рекламы в странах Общего рынка; открытие счетов в западных банках и оказание помощи при регистрации фирмы на Западе; проведение экономического анализа по различным запросам заказчика; получение дебиторской задолженности с западных фирм-должников.

Стоимость услуги по предоставлению коммерческой справки о фирме в зависимости от региона (страны ближнего зарубежья, Западная Европа, США, Канада, Азия) и срока исполнения колеблется от 40 до 720 долл. США.

В настоящее время узнать о зарубежном партнере значительно проще, чем получить даже общие сведения о российском предприятии.

Среди фирм-производителей и распространителей справочно-ана-литической информации о предприятиях можно отметить Dun & Bradstreet (проверка и поиск партнеров, маркетинговые услуги), Evro info (проверка и подбор партнеров по базам данных Европейского информационного центра), АДИ (базы данных по коммерческим предложениям, отраслям промышленности и регионам), МБИТ (абонементное информационное обслуживание, широкий спектр баз данных в области бизнеса и коммерции).

В соответствии с Федеральной программой разрабатывается система информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства (СИОМП).

СИОМП строится на базе существующих общедоступных сетей. Сеть обеспечивает взаимодействие центров и абонентов и решение следующих задач: доступ предпринимателей к информации, необходимой предприятиям малого и среднего бизнеса (законодательной, коммерческой, информации по отечественным и зарубежным фирмам и т.д.); выход на российские и международные телекоммуникационные сети (для работы в режимах доступа к удаленным базам данных, телеконференциям, электронной почте).

Виртуальная сеть позволяет регламентировать использование ресурсов и проводить соответствующие финансовые расчеты. В перспективе связь центров может быть развернута на базе сети Internet.

Основной формой обобществления информационного ресурса является рынок, когда информационный продукт, как и любой другой товар, обладающий потребительной стоимостью и стоимостью, находит свое общественное признание на основе соотношения спроса и предложения. При этом на информационный продукт и услуги распространяются законы рыночной конкуренции, которые формируют структуру информационного комплекса, влияют на ценообразование, определяют основные тенденции в совершенствовании информационной техники и технологии.

В сфере рыночных отношений реализуется взаимосвязь между присвоением и отчуждением информационного ресурса, информационного продукта и услуг. Товарные отношение при этом опосредуются денежной формой, при этом на информационный продукт распространяются все законы рыночной экономики. Информация является товаром и, следовательно, формируется рынок информационных продуктов, услуг и технологий. Практически все ученые, анализирующие эту проблему, единодушно утверждают, что информационный рынок представляет собой самостоятельный сектор национального рынка товаров и услуг. Однако особенности этого специфического сектора рынка все анализируют по-разному.

Общеэкономическая трактовка информационного комплекса как объекта рыночных отношений должна содержать две стороны. С одной стороны информационный комплекс следует рассматривать как процесс производства информационных продуктов, услуг и технологий, как информационную индустрию. Здесь правомерны различные термины: информационная отрасль, информационный сектор экономики, индустрия обработки и передачи информации, информационный бизнес и другие.

С другой стороны, как свидетельствует международный опыт, экономические отношения по поводу производства и обмена информацией на международном уровне выделяются в отдельные сектора: сектор информационных продуктов, сектор информационных услуг и сектор информационных технологий. Они тесно взаимосвязаны между собой, и каждый из них имеет свои специфические характеристики.

В основе формирования отрасли информационных услуг, как любого другого сектора экономики лежат процессы разделения труда, специализации и кооперирования, оптимальное сочетание которых позволяет создавать рациональную экономическую структуру. Информационный комплекс следует рассматривать как единую систему взаимосвязанных элементов, эффективное взаимодействие которых позволяет удовлетворять потребности общества в информационных услугах. Основным продуктом информационного рынка является информация самого различного назначения.

Весь комплекс информации, следует разделить на четыре категории:

деловая информация, включающая биржевую, финансовую, экономическую, статистическую, коммерческую информацию, а также деловые новости;

научно-профессиональная информация, в частности, научно-техническая, юридическая, медицинская и т.д.;

потребительская (массовая) информация, например, развлекательная информация, реклама, прогноз погоды, справочные данные и др.;

социально-политическая информация, которая обслуживает органы государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и специальной информацией.

Наибольшую долю на этом рынке занимает научно-техническая информация (НТИ), состав потребителей которой в условиях перехода к рыночной экономике постоянно возрастает. Информация о направлениях научно-технического прогресса, сырьевой базе, патентах и ноу-хау особенно актуальна при разработке инвестиционных программ. 60-70% новой, оригинальной НТИ аккумулируется в ВИНИТИ, который считается лидером в ее сборе и накоплении.

Сегодня действует около 90 систем НТИ, однако, только небольшая часть из них может быть использована пользователем в режиме удаленного доступа. В государственных информационных службах ВНТИцентр, НПО "Поиск", НИИКИ, ИНИОН, ВИМИ и других сосредоточено документальных баз НТИ, доступных для удаленного пользователя общим объемом 20 млн. записей, в том числе свыше 10 млн. неповторяющихся записей, причем 30-40% из них составлены по отечественным первоисточникам.

Рынок НТИ является монопольным по сравнению с рынками информации других видов, то есть здесь традиционно лидируют крупные центры НТИ, которые определяют ситуацию в этом секторе рынка.

Анализ основных производителей, функционирующих на мировом компьютерном рынке, позволяет классифицировать их по трем группам:

крупные фирмы с мировым именем, вкладывающие значительные средства в разработку и освоение новых технологий (Hewlette-Packard, Apple, Compag, IBM, DEC и другие, так называемые, мировые brand name);

крупные фирмы новых индустриальных стран (Асег, DTK, Hyundai, Samsung). Сюда можно отнести и некоторые российские фирмы - ИВК, ЛЭНД, КАМИ, ASI и другие так называемые brand name;

сомнительные поставщики.

Анализ отечественного компьютерного рынка показывает, что здесь сравнительно долгое время доминируют производители компьютеров первой группы. Импорт компьютеров мировых brand name растет, но ненамного быстрее, чем отечественное производство. Доля импорта прочих фирм сокращается, прежде всего, из-за уменьшения ввоза персональных компьютеров малоизвестных зарубежных фирм. В целом, по мнению экспертов авторитетной аналитической службы IDC, установившееся в настоящее время для поставок отечественных и зарубежных сборщиков соотношение 1:2 сохранится и в обозримом будущем.

В целом, проведенный анализ информационного комплекса показал, что:

формирование информационного общества позволяет повысить производительность общественного труда за счет внедрения высокопроизводительной информационной техники и использования передовых информационных технологий;

информация становится одним из основных стратегических видов ресурсов экономики;

основой "информационного общества" является информационный бизнес;

для развития эффективности бизнеса необходимо создавать системы, которые могут "коллекционировать" опыт, идеи предпринимателей и работать в режиме информационно-советующей системы;

информационный комплекс следует рассматривать и как информационную индустрию, и как отдельные сектора информационных продуктов, услуг и технологий.

Таким образом, информатизация становится одним из наиболее ярких признаков современной системы общественных отношений. Широкое развитие информационного комплекса на базе эффективного использования компьютеров и телекоммуникаций обеспечивает принципиально новые возможности экономического развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нуртдинова Э.Э.

Аннотация

Отражены роль и значимость информационного обеспечения предпринимательской деятельности как важного фактора повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. Сформулированы основные принципы построения информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

поддержка информационный предпринимательство

В эпоху глобальной информатизации ресурсом первостепенной важности стала информация. Она представляет собой особый и наиболее важный элемент организации системы управления, являющийся совокупностью выраженных количественно данных о фактическом и желаемом состоянии систем и подсистем предприятия, внешних условиях его функционирования с обоснованием различных типов управленческих решений .

Информативное преимущество

Данные, необходимые для принятия решений, становятся стратегическим ресурсом, под которым понимается совокупность экономической информации и организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления, хранения и актуализации информации, а также реализованная возможность предоставления ее пользователям в соответствии с конкретными запросами в удобной для них форме в заданные сроки и по оговоренной цене .

Интенсивная информатизация общества, несомненно, открывает для бизнеса новые возможности, в то же время, обусловливая необходимость рациональной организации информационного обеспечения как основы для успешного развития малого и среднего бизнеса и повышения его эффективности.

Предпринимательская деятельность играет важнейшую роль в развитии экономики муниципальных образований, регионов и территорий, страны в целом, определяя темпы и уровень развития экономических систем каждого уровня, их стабильность и устойчивость к кризисным проявлениям в мировой экономике и изменениям на мировых рынках.

В настоящее время в российской практике предпринимательской деятельности наблюдается определенный разрыв между накоплением и использованием информации и знаний, с одной стороны, и практической реализацией развития малого и среднего бизнеса - с другой. С особенными трудностями выживания в высококонкурентной среде сталкиваются малые предприятия, поэтому их конкурентоспособность непосредственно зависит от своевременной, полной и доступной рыночной информации, квалифицированное владение которой может обеспечить значительное стратегическое преимущество перед конкурентами.

Федеральным законодательством устанавливается, а опытом развития отечественного предпринимательства объективно подтверждается, что малый и средний бизнес, помимо финансовой и имущественной поддержки, не в меньшей, а скорее даже в большей степени нуждается в государственной поддержке в сфере информационного и консультационного обеспечения предпринимательской деятельности в целях повышения эффективности оной.

Практика деятельности малых и средних предприятий позволяет выделить информационные ресурсы, играющие особую роль в развитии малого бизнеса и пользующиеся наибольшим спросом, в частности:

Маркетинговые исследования рынков, на которых действуют предприниматели;

Мониторинг экономических и финансовых показателей, колебаний цен;

Изменения в нормативно-правовой базе;

Системы поддержки малого предпринимательства и соответствующие государственные программы и проекты;

Прогнозы и исследования внешнеэкономической информации;

Аналитика деловой прессы;

Социально-экономическая информация.

Как правило, источниками такого рода информационных ресурсов являются органы власти различных уровней и госструктур, поэтому решить проблему информационного обеспечения предпринимательской деятельности без государственной поддержки вряд ли возможно. Представляется целесообразным формирование на всех уровнях государственного управления соответствующей информационной инфраструктуры, призванной обеспечивать растущие информационные потребности субъектов малого бизнеса в экономической и правовой информации, данных органов статистики, производственной, технологической и прочей информации. При этом следует предусмотреть возможность полной или частичной компенсации затрат субъектов малого бизнеса, связанных с информационным обслуживанием, за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Единство целей рождает эффективность

В рамках организации и развития информационного обеспечения субъектов предпринимательской деятельности действующее законодательство предусматривает решение следующих задач :

Объединение существующей на сегодняшний день информационной инфраструктуры, ее оптимизация посредством формирования единого информационного пространства для малого бизнеса;

Активизация использования современных информационных технологий в предпринимательской деятельности и расширение сфер их применения;

Адаптация возможностей сетей деловой информации и СМИ для удовлетворения информационных потребностей малого предпринимательства.

Решение вышеназванных задач возможно при следующих условиях:

Достаточный уровень компетентности собственников информации и ее держателей в вопросах поддержки субъектов малого бизнеса;

Интеграция, согласованное участие и эффективное использование возможностей всех структур поддержки предпринимательской деятельности;

Расширение сфер и возможностей существующей инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

Формирование и развитие адекватной административной и ресурсной поддержки реализуемых мероприятий;

Организация активного взаимодействия с субъектами информационного рынка;

Активное освоение и эффективное использование возможностей перспективных информационных технологий.

Механизм и принципы организации единого информационного пространства для предпринимательской деятельности должны определяться, исходя из анализа потребностей субъектов малого и среднего бизнеса в информационных ресурсах.

Возрастающая роль во всех сферах жизни общества информационных технологий, реализованных в компьютерных сетях, обуславливает снижение востребованности таких традиционных источников информации, как телевидение, радио и печатные СМИ. Поэтому информационное обеспечение предпринимательства целесообразно осуществлять посредством компьютерных информационных систем.

Стремительный рост объемов возникающей и используемой информации, возрастающие требования к ее оперативности и достоверности, а также к скорости принятия управленческих решений, объективно подтверждают необходимость применения унифицированного подхода к поиску и обработке данных на основе использования информационных технологий, преимуществ компьютерных сетей и электронных форм представления информации.

Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства на уровне каждого субъекта РФ должна осуществляться в рамках системы единых подходов к формированию региональных и муниципальных центров поддержки устойчивого развития предпринимательства, единых принципов их деятельности, взаимодействия и сотрудничества с различными структурами власти и сферами общества.

В качестве целей организации системы устойчивого развития предпринимательства можно выделить:

Создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности, что будет содействовать росту экономического потенциала субъектов РФ;

Формирование единой программно-технологической системы информационной поддержки малого и среднего бизнеса в субъектах РФ;

Развитие обширной сети региональных и муниципальных центров поддержки предпринимательства.

Систему устойчивого развития малого и среднего бизнеса целесообразно реализовывать посредством создания структур поддержки предпринимательства на четырех уровнях: региональном, окружном, муниципальном и поселенческом.

На региональном уровне необходимо сформировать краевой или областной Центр поддержки предпринимательства, который призван:

Оказывать информационные, консультационные и образовательные услуги субъектам предпринимательской деятельности с помощью взаимодействия со всеми элементами инфраструктуры поддержки;

Обеспечивать оперативную наполняемость региональных сайтов информационной поддержки;

Координировать деятельность муниципальных информационно-консультационных центров;

Организовывать мероприятия по повышению уровня образования и квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства.

На уровне муниципальных образований в городских округах и районных центрах необходимо организовать информационно-консультационные центры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, которые будут предоставлять предпринимателям информационные и консультационные услуги по следующим направлениям:

Возможности использования предусмотренных государством инструментов поддержки;

Вопросы организации и открытия собственного дела;

Разработка и составление бизнес-плана и других документов, необходимых для представления в конкурсные программы поддержки предпринимателей, а также для участия в государственных и муниципальных заказах;

Вывод

Таким образом, формирование многоуровневой системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса обеспечит широкие возможности для всестороннего информирования и консультирования субъектов предпринимательства и ускорит создание единого информационного пространства поддержки предпринимательской деятельности в регионах РФ.

Источники

1. Баталова Т.Н. Некоторые вопросы информационного обеспечения системы управления производством / Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики: Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции (27-28 ноября 2007 г.) / Пермский гос. технический ун-т. - Пермь, 2007. - Ч. 2.

2. Марков Д.А., Пыткин А.Н. Особенности функционирования информационной системы промышленного предприятия. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.

3. Мотовилов И.В., Глезман Л.В. Информационное обеспечение механизма управления промышленным комплексом муниципального образования // Российское предпринимательство, 2012. - № 4.

4. Ресурсный центр малого предпринимательства: Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rcsme.ru.

5. Русакова Е.В. Информационный потенциал промышленных предприятий: оценка, динамика, резервы повышения: диссертация кандидата экон. наук. - Самара: Самарский гос. экономический ун-т, 2006.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Поддержка малого и среднего предпринимательства: региональный аспект. Основные задачи долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 гг." Франчайзинг в предпринимательской деятельности.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Понятие и сущность предпринимательской деятельности. Функции, выполняемые малым и средним бизнесом в национальной экономике. Перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане. Зарубежный опыт развития малого и среднего бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2014

    Изучение отличительных признаков и видов предпринимательской деятельности. Основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Финансирование малого и среднего бизнеса. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие, сущность, признаки малого бизнеса, его социально-экономическая роль. Общие направления государственного регулирования малого предпринимательства. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2014

    Субъекты, критерии, функции и особенности малого и среднего предпринимательства. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Рекомендации по программе поддержки и формированию благоприятной предпринимательской среды в городе Иркутске.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2015

    Роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике Украины, система государственной регуляции и поддержка малого бизнеса. Кредитование предпринимательской деятельности и проблемы, связанные с этим. Особенности процедуры "малого" кредитования.

    реферат , добавлен 04.08.2010

    Организация предпринимательской деятельности в экономике, анализ сущности предпринимательства, системы государственной поддержки, проблем и перспектив развития предпринимательства. Значение малого и среднего бизнеса в повышении деловой активности.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2011

    Цели и задачи средних предприятий, их место и роль в рыночном хозяйстве. Государственная поддержка среднего предпринимательства. Проблемы развития средних предприятий, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов среднего предпринимательства.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2013

    Изучение процесса становления и анализ современного развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Исследование принципов и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Показатели развития малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса. Анализ государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности. Направления и пути совершенствования форм и методов поддержки бизнеса.

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • - знать, какие субъекты занимаются информационным обеспечением сферы предпринимательства, какие существуют правовые проблемы, вытекающие из данного вида особой деятельности субъектов, направления по обеспечению информационной безопасности в рамках предприятия, организации, учреждения;
  • -уметь правильно определять стратегию и тактику информационного обеспечения сферы предпринимательства;
  • - владеть знаниями о способах защиты информации в рамках предприятия, организации, учреждения, о АСУП, или Enterprise Resource Planning System (ERP), которая позволяет автоматизировать деятельность в сфере представления и защиты информации в сфере предпринимательства.

Организация информационного обеспечения предпринимательской деятельности

Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли информационной сферы, которая включает в себя многочисленные блоки разнообразной информации, сами информационные структуры, а также субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информационных ресурсов. Информационная сфера как системообразующий фактор жизни общества активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ.

Неправомерный доступ к коммерческой, банковской тайне может нанести организации значительный материальный ущерб, а также имиджевые издержки. Для того чтобы защитить себя от утечки информации, целесообразно в рамках предприятия разрабатывать локальные акты, которые могут называться по-разному: положения о конфиденциальной информации, перечни сведений, не подлежащие разглашению и т.д. Работники должны быть ознакомлены с такими актами под расписку.

Для правильного понимания следует уточнить, что представляют собой объект и субъекты информационного обеспечения предпринимательства, какие функции выполняет организация системы информационного обеспечения на разных уровнях предприятия.

Во-первых, объект и субъекты системы информационного обеспечения предпринимательства тесно взаимосвязаны. Во-вторых, в качестве объекта системы информационного обеспечения в целом выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами информационного обеспечения являются информационные и иные ресурсы: финансовые, материально-технические, кадровые и др.

Можно выделить две группы обеспечивающих информационное обеспечение предпринимательства субъектов: внешние и внутренние. К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные информационно обеспечивать всех без исключения законопослушных участников предпринимательских и иных отношений; причем их деятельность не может полностью контролироваться самими предпринимателей (во всяком случае, в современной российской действительности). Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской активности в различных ее аспектах и гарантируют стабильность информационных отношений в интересах всех граждан страны.

Внутренние субъекты - это лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите информационной безопасности данного конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные специалисты и консультанты, оказывающие информационные услуги в целях защиты предпринимательской деятельности.

Администрация предприятия осуществляет информационное обеспечение собственной деятельности на основе определенной стратегии и тактики.

Стратегия информационного обеспечения предпринимательства предполагает долгосрочный подход к достижению цели. Она должна включать прежде всего систему превентивных мер по защите конфиденциальной информации, реализуемую через регулярную, непрерывную работу структурных подразделений организации по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с документацией и т.п. Может быть выработана также стратегия реактивных мер, основанная на применении ситуационного подхода и реализуемая через систему мероприятий, специфических для данной ситуации.

Тактика информационного обеспечения предпринимательства включает применение определенных процедур и выполнение конкретных действий в целях противодействия возникающим угрозам. Такими действиями в зависимости от ситуации могут быть, например, принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление устных или письменных претензий контрагенту-нарушителю; обращение в правоохранительные органы или суд.

Итак, среди основных направлений по информационному обеспечению предпринимательства можно выделить:

  • - проведение проверок в структурных подразделениях предприятия и оказание практической помощи по вопросам информационного обеспечения их деятельности;
  • - организация и осуществление защиты конфиденциальной информации;
  • - разработка и внедрение локальных актов, например положения о коммерческой тайне;
  • - автоматизация информации по вопросам безопасности;
  • - постепенный переход подразделений на безбумажный (электронный) документооборот;
  • - проверка правил ведения закрытого делопроизводства;
  • - проверка работников на предмет соблюдения ими правил обеспечения информационной, экономической безопасности.

К организации информационного обеспечения предпринимательской деятельности предъявляются определенные требования, среди которых можно выделить следующие.

  • 1. Законность предполагает, что деятельность лиц, обеспечивающих информационную безопасность, должна носить законный характер, иначе весь защитный механизм может оказаться ненадежным по вине самого субъекта предпринимательской деятельности. В качестве неблагоприятных последствий возможны различного рода санкции правоохранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, шантаж со стороны криминальных структур и т.д.
  • 2. Комплексность , т.е. возможное взаимодействие всех подразделений предприятия в целях обеспечения необходимого уровня защиты, создания климата сотрудничества и доверия.
  • 3. Экономическая целесообразность , означающая, что в первую очередь следует организовывать информационную безопасность тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от незаконного их использования. В этом случае должны учитываться также финансовые возможности организации.
  • 4. Непрерывность , предполагающая, что функционирование комплексной системы обеспечения информационной безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно.
  • 5. Оперативность обеспечивается быстродействием специальных информационных служб и эффективностью проведенных мероприятий по доведению нужной информации по технологическим цепочкам, а также своевременным информированием администрации предприятия.
  • 6. Координация и подконтрольность системы обеспечения информационной безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы локальная система безопасности не оказалась сориентирована на решение узких задач, без учета интересов партнеров и других структурных подразделений; во-вторых, для правильной оценки эффективности системы информационного обеспечения предприятия и ее возможного совершенствования.

В рамках предприятия должна быть обеспечена организация службы информационной безопасности. Среди субъектов, обеспечивающих защиту информационной безопасности предпринимательской деятельности, наибольшее значение имеет служба собственной безопасности, конечно, при наличии у предпринимателей необходимых для этого финансовых средств. Можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предпринимателям, при обеспечении информационной безопасности.

  • 1. Принятие решения о создании системы обеспечения информационной безопасности предприятия . Данный вопрос должен возникнуть в момент принятия решения об организации юридической фирмы в зависимости от выбираемого вида деятельности, характера предполагаемых услуг, использования частной информации, количества работников и т.д. На общем собрании учредителям заранее необходимо предусмотреть возможность создания специальной службы и распределить обязанности. После государственной регистрации организации руководителями принимается окончательное решение, определяются ответственные лица, которые будет непосредственно заниматься организацией службы информационной безопасности.
  • 2. Определение общих задач по обеспечению информационной безопасности предприятия. Сюда входят определение предполагаемых угроз, их предупреждение, установление конкретных объектов защиты (информация, компьютерные системы, ключи доступа, безопасность помещений).
  • 3. Разработка положения об обеспечении информационной безопасности предприятия , определение структуры и кадрового состава лиц, занимающихся данной работой.
  • 4. Подбор и расстановка кадров . Работниками службы информационной безопасности могут быть люди, имеющие специальные навыки и умеющие работать с информационными технологиями. Важным и ключевым условием является именно профессиональная подготовка. На практике принято отдавать предпочтение бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры) с соответствующим опытом работы.
  • 5. Непосредственная организация и функционирование службы информационной безопасности предприятия. Работа структурного подразделения по информационной безопасности регламентируется целым рядом локальных актов, которые следует разработать в рамках предприятия. Лицам, обеспечивающим информационную безопасность, запрещается оказывать иные услуги, не связанные с работой собственного предприятия. В процессе деятельности значительную роль играет умелая расстановка кадров, распределение прав и обязанностей. Важным фактором является гибкая система стимулирования работников службы. Финансирование обычно осуществляется из прибыли. Экономия средств, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.
  • 6. Контроль над деятельностью по обеспечению информационной безопасности. Для поддержания высокого уровня производственной дисциплины, а также эффективного противодействия различным взломам и информационным атакам необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов данной деятельности. Для этого осуществляются:
    • - регулярные текущие отчеты работников, занимающихся обеспечением информационной безопасности, перед руководством фирмы;
    • - внеплановые отчеты по защите от конкретных угроз и о принятых организационных и технических мерах;
    • - анализ отчетов и формирование позиции руководства относительно эффективности системы информационной безопасности предприятия. Важным элементом под держания высокого уровня защиты является совершенствование деловых навыков работников, занятых обеспечением информационной безопасности, что достигается постоянным повышением их квалификации и переподготовкой (не реже чем каждые три года).

Под информацией в бизнесе понимаются сведения, которые могут оказать влияние на производственный процесс предприятия и его положение на рынке товаров.

Невозможна без информационного обеспечения. Прежде чем начинать свою деятельность, предприниматель должен оценить условия производства, возможности получения ресурсов, степень насыщенности рынка, – все это возможно только с помощью получения и обработки необходимой информации.

Всю имеющуюся и поступающую на предприятие информацию можно представить как деловую, релевантную и текущую.

Деловой вид информации представляет собой информацию о внутренней и внешней среде бизнеса. Такая информация необходима для принятия управленческих решений. На разных этапах принятия управленческого решения необходимы различные виды деловой информации. Например, на Ульяновском автозаводе выпускается автомобиль. Для выхода на внешний рынок модель должна иметь название. То, что модель уже готова к массовому производству, но не имеет еще названия – это оперативная информация. Она становится доступной для всех работников завода, с целью привлечь их к нахождению красивого названия. Этот вид информации называется обзорной информацией. На следующем этапе от работников завода поступают предложения, которые рассматриваются соответствующим отделом. Данный вид информации представляет собой итоговую информацию, позволяющую прийти к принятию решения.

Релевантная информация – это такой вид информации, которая собирается для определения конкретной задачи, цели; за определенный период времени или под конкретное лицо. С помощью названного вида информации происходит обоснование цели деятельности, разработка и выход на рынок нового продукта и т. п. Релевантная информация в значительной степени используется в маркетинге.

Под маркетингом предприятия понимается гармоничное сочетание предпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой и других типов деятельности по удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребителей в целях увеличения прибыли, обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия.

– это начальный этап деятельности любого предприятия. Без анализа всей совокупности рыночных отношений невозможно существование предприятия в рыночных условиях.

Текущая информация – это информация о событиях, сопровождающих события, происходящие в бизнесе.

Она может быть бытовой и сигнальной. Под бытовой информацией в бизнесе понимают информацию, носящую частный характер, т. е. предназначенную и важную только для бизнесмена. Сигнальная информация связана с экономическим положением предприятия. Она может иметь как позитивный, так и негативный характер.

В свою очередь деловая и релевантная информация может представлять бизнес-информацию, состоящую из данных об изготовителе, продавце товара, о фирмах-конкурентах, товарах, работах, услугах и т. п.

Бизнес-информация по месту ее прохождения подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация содержит:

Данные внутрифирменной системы информации;
данные информационно-аналитической работы сотрудников;
данные информационно-аналитической работы предпринимателя.

К внутренней информации относятся сведения о , прибыли и убытках; статистике оборотов, заказов, клиентов, об издержках производства; о количестве и качестве выпускаемой продукции; о технологии, оборудовании, о совершенствовании труда и перспективах роста его производительности и т. п.

Внешняя информация включает:

Данные международных информационных систем;
данные национальных информационных систем;
данные средств массовой информации;
данные специализированных структур.

Следовательно, внешняя информация состоит их данных о состоянии международных рынков; о состоянии экономики страны в целом, отдельных регионов и отраслей; о потребителях, поставщиках и конкурентах; о научных открытиях, патентовании и лицензировании в соответствующих отраслях и т. п.

Для принятия качественного управленческого решения информация должна иметь заданные свойства и соответствовать определенным требованиям. Требования к информации в бизнесе можно разделить на два основных направления: по целенаправленности и по качеству. По целенаправленности информация должна быть полезной, достоверной, полной и своевременной. По качеству информация определяется достаточностью, усвоением, точностью и новизной.

Для принятия качественного управленческого решения, помимо требований к самой информации, необходимо выполнение определенных требований и работниками, участвующими в процессе управления предприятием. Основным из них является информационная культура, овладение которой становится все более важным и необходимым условием успешности в бизнесе. Под информационной культурой понимается создание условий на предприятии, при которых каждый специалист в состоянии самостоятельно получить, обработать и оценить информацию, направленную на достижение целей предприятия, сделав ее доступной для персонала.

Оптимальная информационная культура в бизнесе должнасоответствоватьследующим требованиям: организация наиболее рационального обмена информацией; создание необходимых и достаточных условий для сбора, хранения, переработки и передачи информации; обеспечение необходимого объема сведений для специалистов; овладение персоналом основами информационной культуры. Мировая , вступившая в эпоху формирования , характеризуется качественно новым производственным аппаратом, основанным на компьютеризированных орудиях труда и информационных технологиях.

Под информационными технологиями подразумевается использование компьютерной, вычислительной техники и систем средств связи для создания, сбора, хранения, обработки информации во всех сферах общественной жизни.

По мере того как информационные технологии обеспечивают создание информационного общества, возникает мощная индустрия, называемая информационным бизнесом, предназначенная удовлетворять его потребности.

Современные автоматизированные информационные системы, необходимые сегодня для успешного ведения бизнеса, можно разделить на несколько классов.

1. Информационная поддержка бизнеса:

Информационные справочные системы;
экспертные системы;
различные базы данных.

2. Финансово-экономические информационные системы:

И аудит;
банковские автоматизированные информационные системы;
автоматизированные системы фондового рынка.

3. Управленческие автоматизированные информационные системы:

Системы безбумажного документооборота;
управленческие автоматизированные информационные системы;
правовые информационные системы.
Реализация современных компьютерных технологий наиболее полно осуществляется в компьютерных сетях.

Информационный бизнес можно рассматривать с различных точек зрения, охватывающих технические, технологические и экономические аспекты информационного рынка. Информационный бизнес охватывает не только промышленные области производства, но и сферу распространения и рекламы, а также торговлю «электронными образцами».

Понравилось? Лайкни нас на Facebook